Постоянные читатели

воскресенье, 18 февраля 2018 г.

ДА УБОИТСЯ ЖЕНА…

Ответы священнослужителя

ДА УБОИТСЯ ЖЕНА…

Вопрос читателя: Неравенство мужа и жены – дано ли оно Богом? И справедливо ли это: “Да убоится жена”?

Ответ:
Когда священник совершает чин венчания в таинстве бракосочетания, то обязательно читается отрывок из Послания святого апостола Павла к ефесянам, в котором, в частности, звучат и такие слова: “Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа” (Еф. 5.22–33).

Итак, как видим, сказано однозначно: мужья – любите своих жён, жёны – повинуйтесь своим мужьям. Возникает закономерный вопрос (как правило у женщин – мужчин такое положение вещей полностью удовлетворяет): не слишком ли категорично сказано? И где же тогда справедливость? Ведь “одна плоть” – значит одинаковые, равные? Как понять такое разделение, и действительно ли Господь допустил здесь некую “дискриминацию по половым признакам”? Как связать это с тем, что Бог, как сказано в Писании, “не взирает на лица” (то есть одинаково ко всем справедлив)? Попробуем вместе разобраться в этих непростых вопросах, опираясь на основу основ мудрости, Книгу книг – Священное Писание, Библию. Для этого вернёмся в те давние времена, когда сотворил Господь Человека – первую цивилизацию людей, символически изображённую в Писании в образах Адама (Адам – «Земной») и Евы (Ева – «Жизнь»).

В первой книге Библии – Бытие – читаем: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1.26–27). “И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть” (Быт. 2.18–24). “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” (Быт. 1.28).

Даже если рассматривать буквальное содержание приведённых стихов, то и здесь каждое слово пронизано глубокой символикой. Нас интересует: допустил ли Бог неравенство при сотворении мужчины и женщины? Нет! Не случайно же она создана “из ребра” Адама. Из ребра – то есть “из бока”, как равная. В данном случае ребро Адама играет роль аллегории и служит эмблемой равенства, единосущности, единства в гармонии любви.

“Кость от костей…”  Если бы жена была создана из “кости”, например, ноги, – то муж мог бы сказать: Склонись к ноге моей, потому что ты из ноги моей. Если бы “кость” была взята из головы, – то жена могла бы попрекнуть: Я с головы, поэтому должна управлять. Нет! Ни с головы, ни с ноги! Из ребра! Как равная. И этот штрих не случайный на страницах Священного Писания. Впрочем, как нет в Библии случайной ни единой буквы, ни единой йоты (самого маленького значка), потому что за каждой буквой Писания лежит глубокий морально-этический и духовно-символический смысл.

Как видим, жена была создана равной своему мужу. Откуда же явилось неравенство? Как и когда была нарушена эта Богом данная извечная гармония? Здесь нам придется перевернуть ещё одну страницу истории – страницу начала великой драмы человечества. И название этой страницы – грехопадение…

Мировая гармония, в которой пребывали первые люди веры, изображена в Библии в образе земного рая, Едема (Едем, Еден – “приятность, наслаждение, нежность”). Едем – это гармония в человеке, гармония в природе, гармония между человеком и природой. Гармония, осенённая “древом жизни” – сильной, сформированной, обширной духовной структурой воли Божьей, вечного закона Любви с плодами добра, мира, счастья, которые дают жизнь вечную. И именно эти, духовные плоды Древа Жизни, вкушало человечество на заре своего существования…

“И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь” (Быт. 2.8–16).

Как мы помним, Господь сотворил человека по образу Своему: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…” В чём же заключается образ и подобие Божии в человеке? Не внешнее это подобие безусловно, не физическое. Ведь сказано же в Евангелии: “Бог есть Дух…” (см. Ин. 4.24). Следовательно, образ и подобие Божии – понятия духовные! Бог есть Любовь, – и человек создан способным любить. Бог есть Премудрость, – и человек создан умным. Бог есть Сущий (Тот, Кто Сам имеет сущность в Себе, Кто не зависит ни от кого), – и человек по образу Божьему создан свободным.

Да, действительно, Господь создал человека не роботом-исполнителем Его воли, но свободным существом, способным самостоятельно выбирать себе путь. Личностью, которая имеет возможность свободно идти к Свету, свободно исполнять волю Божию, свободно направлять свой жизненный путь к правде, добру и любви. Но эта свобода подразумевает и определённую ответственность, ведь человек может так же свободно выбирать себе путь как к Свету, так и во тьму; может вкушать плоды как с древа Жизни, так и с древа Познания добра и зла – то есть познавать добро через зло. И такое “древо” было в раю. И эту возможность Господь оставил человеку. Человеку, а не роботу! Человеку, сотворенному по образу Его.

И человек сделал свой выбор…


[Из книги "Еще ночь..." (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий