Постоянные читатели

воскресенье, 11 февраля 2018 г.

Иегова – Господь

Ответы священнослужителя

Иегова – Господь

Вопрос: Представители некоторых протестантских деноминаций, в первую очередь “Свидетели Иеговы”, утверждают, что у Бога только одно имя – Иегова, и верным есть лишь такое обращение к Нему. А как же молитва Господня? Неужели молиться следует: “Иегова наш…”?

Ответ: Корень подобных утверждений находим во второй книге Библии, Исход. В третьей главе читаем:

“И сказал Моисей Богу: вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам» А они скажут мне: «Как Ему имя?» Что сказать мне им?
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (на еврейском – Яхве, Иегова) послал меня к вам… Вот имя Мое на веки и памятование о Мне из рода в род” (Исход, 3 глава, 13–15 стихи).

О чем говорят нам эти стихи? Неужели Господь, подобно тварям земным, имеет конкретное имя, и откликается лишь на него? Безусловно, речь идет совершенно о другом… В древнейшие времена имя раскрывало свойства своего носителя. Знать имя – знать качественные особенности, знать сущность того или иного объекта. Так, в первой книге Библии, Бытие, читаем:

“Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена (здесь выделил особенности, определил качества) всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым…” (Бытие, 2.19–20).

Можно ли определить качества Господа одним именем? Можно ли постичь сущность Творца всего сущего? Вне всяких сомнений – нет! Ведь богопознание не может быть ограничено какими-либо рамками, оно безгранично, это – дело вечности. Сказано: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога…” (Евангелие от Иоанна, 17.3). Мы можем частично познать что есть река, испив из нее воды, но постичь, то есть выпить ее всю мы не в состоянии. Так же и в постижении Бога. Мы можем частично познать Творца неба и земли, всего видимого и невидимого, частично исследовав ту или иную грань сего Моря Сущности. Но постичь Его полностью, выпить эту “Реку” мы не сможем никогда. Как выразился отец Церкви Григорий Богослов: “Представлять себя знающим, что есть Бог, – есть повреждение ума”.

Таким образом, Имя Бога, открытое Господом через Моисея, не является “именем” в строгом понимании этого слова, ибо в человеческом языке нет такого слова, которое вместило бы все качества Божества. Имя Яхве (в западной языковой традиции – Иегова) означает: Сущий. Тот, Кто имеет сущность Сам в себе, Кто Сам знает Свою сущность, Свое Имя, – Он, и никто кроме Него! Потому что Имя это многогранно, необъятно, и невместимо никем из сотворенных.

“Спросил Иаков, говоря: «Скажи имя Твое». И Он сказал: «На что ты спрашиваешь о имени Моем?” – читаем в Бытии, 32.30.

“О Ты, Который превыше всего! Ибо что иное позволено мне изречь о Тебе? Как воспеснословит Тебя слово?! Ибо Ты Неизрекаем никаким словом… Как воззрит на Тебя ум, – ибо Ты непостижим никаким умом… Ты – един и все. Ты ни един, ни единое, ни все. О Всеименуемый! Как наименую Тебя, единого Неименуемого…” – вопрошает святой Григорий.

Как видим, на самом деле у Господа много имен, и все они, отражая безграничность качеств Сущего, имеют своё отображение в Писании: Невидимый, Непостижимый, Вечный, Неизменный, Безграничный, Бесконечный, Вездесущий, Всеведающий, Премудрый, Всемогущий, Благой, Святой, Праведный, Правдивый, Справедливый, Единый, Творец сущего, Хранитель, Верный, Ревнитель, Долготерпеливый, Многомилостивый, Ненавидящий зло, Карающий неправду, Огонь поедающий, Воюющий, Спасающий, Всеславный, Нетленный, Свет, Любовь…

Для самых пытливых исследователей Божественных имен-обращений наведу наиболее часто употребляемые в Священном Писании:

Основные: Бог (тут Богатый на всё) – на еврейском Эл, Элаг, или Элогим (Бытие, 1.1).
Господь (Господин, Повелитель) – евр. Яхве, Иегова (Бытие, 2.4; Исход, 34.6).
Владыка – евр. Адон, или Адонай (Бытие, 15.2).
Составные с Эл – Бог: Бог Всемогущий – евр. Эл Шаддай (Бытие, 17.1).
Бог Всевышний – евр. Эл Элион (Бытие, 14.18).
Бог Вечный – евр. Эл Олам (Бытие, 21.33).
Бог Крепкий – евр. Эл Гиббор – (Исаии, 9.6–7).
Составные с Яхве (Иегова) – Господь, Сущий: Господь Бог – евр. Яхве Элогим (Бытие, 2.4; Исход, 34.6).
Владыка Господь – евр. Адонай Яхве (Бытие, 15.2).
Господь Саваоф (Господь воинств, Бог воинствующий) – евр. Яхве Цеваоф (Первая книга Царств, 1.3).

Вообще, Яхве в Ветхом Завете – это неизреченное Имя Божье, на староеврейском – ЙХВХ. В древних еврейских списках Библии не было гласных букв, только согласные. Таким образом, как на самом деле звучала эта “священная тетраграмма”, неизвестно. Повторю, что Имя это значит: Бог, Который имеет принцип Своего бытия в Себе Самом, то есть Сущий. Можно выразить это четырьмя формулами: “Я есть Тот, Кто Я есть”; “Я буду Таким, какой есть”; “Я есть Таким, каким буду”; “Я есть Тем, Кто есть причиной бытия”.

“Тот, Кто есть” в третьем лице – Яхвех. Отсюда и произошло имя Яхве, искривленной и не имеющей смыслового значения формой которого является, начиная с XVI века, Иегова. После Плена иудеи перестали употреблять имя Яхве, и в греческом переводе 70-ти толковников (т.н. Септуагинте) оно заменено словом Кюриос (в латинской Вульгате – Dominus, а в славяно-русской Библии, соответственно, – Господь, т. е. Господин).

И, наконец, о молитвенном обращения к Богу. Как правильнее: Господи, или Иегова?

Моего отца зовут Валентин Денисович. И, честно говоря, ему приятнее, когда я обращаюсь к нему с любовью: “папа”, чем официально по имени. Согласитесь, странно звучит в устах любящего сына: “Доброе утро, Валентин Денисович”; “Мне нужен твой совет, Валентин Денисович”; “Помоги мне, Валентин Денисович”... Мне кажется, что так же неуместно называть по имени и Отца нашего Небесного. Тем более, что и сам Господь наш Иисус Христос обращался к Отцу не иначе как Отче, а все ученики к Иисусу – Господи…

Впрочем, не в форме обращения суть спасения нашего, а в смиренномудрии и любви. Ведь царство Божье – не пища и питие, но праведность, и мир, и радость в Духе Святом. Посему, согласно слову апостольскому: “Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению и соблазну” (Послание к Римлянам, 14.13).


[Из книги "Еще ночь..." (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий