Постоянные читатели

воскресенье, 3 февраля 2019 г.

Изменилась ли природа человека после грехопадения?

Ответы священнослужителя

Изменилась ли природа человека после грехопадения?

Вопрос читателя:
«После грехопадения природа человека изменилась и стала настолько враждебной Богу, что Он делает ее смертной. Поэтому бессмысленно говорить о заложенной в природе человека праведности (если это не относится к Адаму и Еве до грехопадения). Наше стремление к праведности (если таковое обнаруживается) проистекает отныне не из наших внутренних резервов, а из ВНЕШНЕГО РЕЗЕРВА, который называется Божественная благодать».

Ответ:
Господь не меняет природу. Природа была, есть и будет той же, ибо Творец, Христос “и тогда, и сегодня, и завтра Тот же”. Для начала рассмотрим: в чём же состояла “природа человека”, которая “изменилась”? Человек был сотворён по образу Божьему. И в результате своего эволюционного развития стяжал подобие Божье (о чём и говорят стихи Священного Писания: “Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по ПОДОБИЮ БОЖИЮ создал его” (Быт. 5.1), – О.В.).

Необходимо различать “утреннего” Адама, и Адама “вечернего”: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И был вечер, и было утро: день шестой” (Быт. 1.26). Слово, обозначающее в Библии день, звучит на староеврейском языке как “иом”, и обозначает “период”, “этап”. Вечер – начало “дня”. Вечерний Адам и есть так называемый Homo sapiens, Человек разумный. Но “утренний” Адам – это уже Homo spiritualis, – Человек духовный: Человек, достигший обожения, одухотворения, уподобления, – Человек, вошедший в “седьмой день”, – в субботу Господню.

После грехопадения первых людей веры, изображённых в Библии под образами Адама и Евы, природа человека отнюдь не изменилась! Всё тот же “закон плоти” (звериные наши инстинкты) ощущается в членах наших и до сего дня. Разница лишь в том, что мы не вкушаем естественным образом “плоды с древа жизни”, но противоестественным путём вкушаем запретные плоды с пресловутого “древа познания добра через зло”…

Не яблоки, не груши или бананы росли на древе познания добра и зла. Сие древо – древо духовное. Каждую минуту мы, как и праотец наш Адам (первая цивилизация людей веры), имеем право выбора: съесть плод с “древа жизни”, – древа богопознания: древа познания Бога, блага, добра ЧЕРЕЗ ДОБРО посредством исполнения воли Его. Либо же вкусить запретный плод с “древа познания добра и зла”, – познав таким образом добро ЧЕРЕЗ ЗЛО, что, собственно, и произошло в Едеме – духовном “саду Божием” – райском саду гармонии между Богом и людьми, людьми и природой, природой и Богом.

Когда я говорю своему маленькому сыну: не трогай горячий утюг – упечёшь пальчик, – то у него точно так же есть право выбора. Он может вкусить плод с древа жизни, послушавшись отца, поверив, доверившись ему. Но может “съесть” и другой “плод” – ослушаться меня, и, упёкши палец, через боль познать добро: познать, что доброму учил его отец. Но тут уже познать добро через зло…

Творец не сотворил нас людьми-роботами. Он дал нам свободную волю. И нам выбирать: плоды с какого древа вкушать.

Человек просто-напросто “пошёл иным путём” – путём не Божьим, но “через огонь”: “А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, НО ТАК, КАК БЫ ИЗ ОГНЯ” (1Кор. 3.15).

Сатана, на самом деле, не так прост, как нам иногда кажется. Как правило он действует не как “левиафан прямоходящий”, но как “левиафан изгибающийся”. Потому он и “лукавый”. Да и не “пресмыкающееся” он на самом деле, но закон плоти в нас, змей духовный, обитающий не на колхозном поле, но в поле наших сердец, – “хитрее всех зверей полевых”. “Змий стародавний” не пошёл путём прямого обмана, но зная цель сотворения – обожение – указывает неправильный, кривой, лукавый путь к достижению её: путь страданий, путь познания добра через зло. Но и этот путь “предузнал” Творец. И в результате “тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно (не случайно, – О.В.), но по воле Покорившего её (Предузнавшего такой путь развития событий, – О.В.), в надежде, что и САМА ТВАРЬ освобождена будет от рабства тлению (возжелает спасения, и позволит Господу спасти её, – О.В.) в свободу славы детей Божиих…” (Рим. 8.18–23).

Когда мы говорим о “смертной природе”, то не о смерти биологического тела здесь речь, но о смерти духовной. Как и сказал по этому поводу святой старец, преподобный Серафим Саровский: “Мы в настоящее время, – так отвечал старец, – по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни…

Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы и многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало… Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится – ВДУНУЛ БОГ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ В ЛИЦЕ АДАМА ПЕРВОЗДАННОГО И СОЗДАННОГО ИМ ОТ ПЕРСТИ ЗЕМНОЙ, что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души ни духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной.

Неверно это толкование, ибо ГОСПОДЬ БОГ СОЗДАЛ АДАМА ОТ ПЕРСТИ ЗЕМНОЙ В ТОМ СОСТАВЕ, КАК АПОСТОЛ ПАВЕЛ УТВЕРЖДАЕТ: «…ДА БУДЕТ ВСЕСОВЕРШЕН ВАШ ДУХ, ДУША И ПЛОТЬ В ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (кстати, о триипостасности человеческого существа, – О.В.). И все ТРИ сии части нашего существа созданы были от персти земной (согласно закону эволюции – частному случаю Закона Божьего, – О.В.), и Адам не мёртвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевлённым Божиим созданиям (Не о смерти биологического тела говорит нам Святое Письмо. Не “кощеем бессмертным” сотворил человека Господь, – О.В.В.). Но вот в чём сила, что если бы Господь Бог не вдунул в лице его сего «дыхания жизни», то есть благодати Господа Бога Духа Святого от Отца исходящего, и в Сыне почивающего, и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями, как венец творения на земле, всё-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, ВОЗВОДЯЩЕГО ЕГО В БОГОПОДОБНОЕ ДОСТОИНСТВО, и был бы подобен ВСЕМ ПРОЧИМ СОЗДАНИЯМ, ХОТЯ И ИМЕЮЩИМ ПЛОТЬ, И ДУШУ, И ДУХ, принадлежащие им по роду их, но Духа Святого внутрь себя не имеющим…”.

Праведность заложена в человеке от сотворения. Как и сказал в своё время Эммануил Кант: “Две вещи в этом мире поражают меня. Это звёздное небо над головой, и моральный закон внутри меня”. Совесть – вот “посольство Божье” в человеке – Закон, писанный на скрижалях сердца человеческого. Господь с самого начала вложил в человека этот Закон. Ибо “Господь и тогда, и сегодня, и завтра Тот же Самый”. Он то и есть Благодать, действующая в нас со времён Адама: “Тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым его… которая есть: Христос в вас, упование славы…” (Колос. 1.26). Но действует Он не только “извнутрь”, но и “со вне”, ибо Он “Везде сый, и всё наполняяй”. И, таким образом, “резервы Его” как внутри, так и вне нас: “Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех” (Еф.4.5–6).


[Из книги "Вкус благодати" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде: http://www.vedmedenko.org/books.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий