Постоянные читатели

воскресенье, 23 сентября 2018 г.

Поклонение Кресту

Ответы священнослужителя

Поклонение Кресту

Вопрос читателя:
"В обычае Православной Церкви возносить молитвы к Кресту как к живому, обладающему разумной душой и свободной волей существу. С чем это связано? Какие существуют к тому основания в Писании и Предании? Как доказывается, что такое поклонение не является идолопоклонством?"

Ответ:
На самом деле православные (те, кто действительно правильно славят Бога) не поклоняются ни кресту, ни иконам как идолам. Такое поклонение было бы просто идолопоклонством и магией чистой воды. Мы поклоняемся не дереву и краскам, но первообразу ПОСРЕДСТВОМ образа (греч. "икона" - "образ"). Икона - не что иное, как видимый образ невидимого Бога. И поклоняясь Господу пред иконой Его, мы тем самым используем её как некий "катализатор" своего молитвенного состояния.

Я могу молится Богу и у себя в квартире, стоя не перед иконой, а перед голой стеной. Но, согласитесь, молитва моя только выиграет, если очам моим предстоят не трещины на штукатурке, но хотя бы церковный календарь или плакат с изображением Господа Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо библейского события, евангельских персонажей, небожителей, прочее…

Я всегда привожу такой пример: моя мама покинула этот бренный мир вот уже скоро двадцать лет тому назад. И для меня она была самым дорогим человеком на свете. Я часто вспоминаю о ней, но память человеческая несовершенна, и образ её со временем утратил в памяти моей ту яркость, которую имел раньше. Но у меня есть её фотография. И когда я смотрю на неё - мама будто оживает в моей памяти, и нежность воспоминания согревает моё сердце, и слёзы горячей молитвы за упокой души её наполняют глаза. И я вполне осознаю, что передо мною не мать моя, а всего лишь кусок картона, покрытый светочувствительной плёнкой, на которой фотоны света оставили изображение её. Но кто может упрекнуть меня в том, что я со слезами целую этот кусочек картона?!

Аналогично и что касается поклонению иконам и кресту. Крест - СИМВОЛ! Мы поклоняемся не самому дереву, но РАСПЯТОМУ на нём; не предмету, но КРЕСТНЫМ СТРАДАНИЯМ Господа нашего Иисуса Христа! Хотя внешне это выглядит так, будто поклоняемся именно ему: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…".

Православный догмат о кресте звучит так:

Крест есть ПУТЬ ХРИСТИАНИНА И ЦЕРКВИ. Мы должны ежедневно распинать в себе грех (вместе со Христом), ежедневно умирать для греха (вместе с Иисусом), и тогда то мы и воскреснем в жизнь вечную вместе с Ним.

Крест есть СИЛА ЦЕРКВИ. Духовными очами взирая на "начальника веры и совершителя Иисуса", христианин черпает духовные силы в сознании того, что после крестной смерти Господа пришло воскресение, что крестом "побеждён мир", что если с Господом умираем, то с Ним и царствовать будем, и в явлении славы Его возрадуемся и восторжествуем (см. 1Петра 4.13).

Наконец, крест есть и ЗНАМЕНИЕМ (ФЛАГОМ) ЦЕРКВИ. С того самого дня, как Спаситель нёс на Своих плечах крест на Голгофу и был распят на действительном, материальном кресте, - крест стал видимым знаком и знаменем христианина и Церкви.

Всё изложенное мною есть солью, сутью обряда поклонения кресту. Но, к сожалению, в сегодняшнем православии, православии осквернённом фарисейством, по слову Божьему в значительной мере "соль выветрилась", потеряла силу. И часто даже и сами пастыри не понимают сути церковных таинств и обрядов. "Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною", - говорит Господь (см. Осии 4.6).

Обряды - суть "костыли" для немощных. И хорошо, когда они удобоносимы, и служат своей цели. Но когда они превращаются в свинцовые ноши, - то горе носящим их. Но это тема уже отдельного разговора…


[Из книги "Вкус благодати" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий