Епископ Олег (Ведмеденко)
ОБЪЯСНЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ
(Статья издана на украинском языке; на русском языке – подстрочный перевод, не редактировано.)
От автора: В основу написания цикла статей под общим названием “Объяснение церковных богослужений” положена высокая идея преодоления искусственного барьера между алтарем и храмом, амвоном и церковью, клиросом и людьми.
Из данных публикаций вы узнаете, что означают те или иные действа литургии и всенощного бдения; поймете порядок церковной службы, а также закрытый для непосвящённых духовно-мистический их смысл.
Из постороннего зрителя вы превратитесь в непосредственного участника общего дела молитвенного богослужения – постигнете духовную радость церковного единения, ощутите святое дыхание живой христианской семьи...
ВСЕНОЩНАЯ
1. Вечерня
Всенощная служба, или всенощное бдение – это богослужение, которое осуществляется вечером накануне воскресенья, или тех праздников, которые в особенности отмечаются (двунадесятые, большие и храмовые церковные праздники). Всенощную служат торжественно, а состоит она из вечерни, утрени и первого часа. Всенощной эта служба называется потому, что в давность она продолжалась с позднего вечера до рассвета. Ныне же, учитывая немощь верующих, ее начали совершать несколько раньше (17-18 час вечера), вместе с тем сократив и само чинопоследование.
Вечерня начинает всенощное бдение. Еще в ветхозаветные времена, на закате солнца, на алтаре Храма приносилась вечерняя жертва, и священнослужители возжигали светильники – эмблему света благодати Божьей, также и человеческой души, пылающей пламенем веры. Вместе с кадильным дымом, символом благодати молитвы, возносились к Господу и сами молитвы – искренние псалмы благодарности за то, что даровал Он силы народу Своему выполнять Заповеди Его в продолжение дня.
С приходом на землю обещанного Спасителя Иисуса Христа, Сына Божьего, был упразднен благовестный закон жертвоприношения животных. Сам Господь стал правдивой Жертвой, Тем Агнцем Непорочным, Который взял на Себя грех мира, добровольно отдав Себя на распятие за наши прегрешения. Изменились и обряды Новозаветной Церкви, хотя кое-что из ветхозаветной обрядности все-таки сохранилось (впрочем, приобретя новые формы и символическую нагрузку). Так постепенно сформировался чин богослужений Нового Завета.
Богослужение начинается открытием Царских дверей. Священник с дьяконом кадит алтарь; затем дьякон возглашает на амвоне: “Восстаньте!” (здесь – встаньте к молитве, поднимитесь как духовно, так и буквально), а священник в алтаре: “Слава Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице всегда – ныне, и во всякое время, и на веки вечные...” Миряне подхватывают – “Аминь!” Тогда священник трижды призывает верующих прийти и поклониться Христу, Царю и Богу нашему, и звучит 103 (104) псалом, прославляющий Бога-Творца (“Благослови, душе моя, Господа!..”). Во время его пения отворяются Царские врата (символ дверей Рая), и происходит каждение всего храма. На языке символов это припоминает нам времена от создания мира, когда открыты были пред родом человеческим двери Рая, и все творение радостно пело Богу песню хвалы. Но, к сожалению, после грехопадения первых людей веры, изображенных в Библии в образах Адама и Евы, вошли в жизнь первоначальной церкви стыд, страх, боль, моральное обнищание и духовная смерть. Двери Рая закрылись перед человеком, что и символизируется на вечернем богослужении закрытием после каждения и пения псалма Царских врат.
Дьякон выходит на солею (напомню, что солея – это алтарное возвышение перед иконостасом), и возглашает большую (великую) ектенью (старательное, внимательное, ревностное моление). Великая, или мирная ектенья, как и на Литургии, начинается словами: “В мире (в покое) Господу помолимся...” Это молитва за мир с Неба и спасение душ наших; за мир всего мира, за доброе состояние святых Божьих церквей и за соединение всех; за святой храм сей, патриарха, епископа, все духовенство, причет и людей; за державу нашу; за город, село, и за всякий город, село и страну; за благорастворение воздухов, за урожай плодов земных и за времена спокойные. В конце же моления звучит призыв всю жизнь нашу Христу-Богу отдать.
Как ответ на эту искреннюю молитву – звучит 1-й библейский псалом: “Блажен муж, который за советом несправедливых не ходит...”
Раньше во время пения псалмов верные сидели; когда же звучала ектенья – то вставали. И дьякон, призывая всех подняться к молитве, возглашает малую ектенью: “Еще и еще в мире Господу помолимся...” После того возносятся глаголы 140 (141)-го псалма Давида, изрекающие печаль об утраченной нами связи с Богом, и желание отыскать её, и служить Богу от чистого сердца: “Господи, взываю к Тебе...” И снова происходит каждение всего храма – символ искренней молитвы покаяния, литании пред закрытыми вратами Рая... Поются стихиры – гимны, состоящие из определенного количества стихов, коими сопровождается исполнение псалмов; а также Богородичный (песнопение, содержанием которого есть прославление и восхваление Пресвятой Богородицы – Истока нашего искупления).
Во время пения Богородичного начинается обряд входа, который припоминает нам обычай, существовавший при храме Гроба Господнего в Иерусалиме, когда верные собирались в церкви значительно раньше начала богослужения и пели псалмы, гимны и молитвы, а епископ приходил позднее, и торжественно вступал в Храм. Вообще же вход с кадилом знаменует собою ожидание людьми обещанного Богом Спасителя. “Премудрость. Станьте просто!” – громко возглашает дьякон (символ Предтечи Господнего – Иоанна Крестителя), и священник (тень мессианского пророчества, знак грядущего пришествия Сына Божьего), выйдя на солею северной боковой дверью, благословив молящихся – торжественно вступает в алтарь. Кадило с фимиамом при вечернем входе означает что молитвы наши, как фимиам, поднимаются к Богу, и так нисходит на нас благодать Всесвятого Духа. Крестообразное же благословение входа – то, что лишь крест Господний, КРЕСТ СМИРЕНИЯ может отворить нам двери Рая... В этот момент в храме поется вечерняя песня, которая известна нам еще со времен гонений на первых христиан:
“Свете тихий (свет ХРИСТОВОЙ БЛАГОДАТИ – сладчайший свет Смирения и Любови Божьей: “Тайна, сокрытая от веков и поколений, а ныне явленная Его святым, коим Бог захотел показать..., а она – ХРИСТОС В ВАС, НАДЕЖДА СЛАВЫ!” (Колосянам, 1 глава, 26-27 стихи)) святой славы (слава – синоним присутствия Божества: ибо как прославим Того, Кого не видим, и присутствия Кого не ощущаем) Бессмертного Отца Небесного, Святого, Блаженного – Иисуса Христа!
Дожив до захода солнца, увидев свет вечерний воспеваем Отца, Сына и Святого Духа – Бога (Отец – через Сына – Духом Своим Святым дает нам познавать Себя, любить и прославлять).
Достойно есть во всякое время прославлять Тебя голосами преподобными (голосами тех верующих и верных, которые стремятся возвратить, и действительно возвращают утраченное человеческим племенем подобие Божье), Сыне Божий, жизнь дающий; посему и мир Тебя прославляет”.
После этого, если праздник, читаются отдельные отрывки из Библии, так называемые паремии (отрывки со Святого Письма Старого, реже – Нового Завета, содержание которых касается того священного лица или события, чей праздник отмечают). Перед чтением паремий произносятся стихи из Псалтыря – прокимны (предваряющие стихи). Как я уже указывал, ныне паремии читают лишь перед большими праздниками, тем не менее прокимны после входа – возглашаются всегда.
После прокимна и трех паремий звучит тройная ектенья (“Промолвим все от всей души, и от всего разумения нашего, промолвим...”), и поется вторая песня Церкви времен первых христиан:
“Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохраниться нам. Благословен еси, Господи, Боже отцов наших, и хвалимое, и прославляемое Имя Твое во веки. Аминь.
Да будет, Господи, милость Твоя на нас – ибо мы надеемся на Тебя. Благословен еси, Господи, научи нас заветов Твоих. Благословен еси, Владыко, вразуми нас заветами Твоими. Благословен еси, Святый, просвети нас заветами Твоими.
Господи, милость Твоя во век. Не отвергни творения рук Твоих.
Тебе подобает хвала, Тебе подобает прославление, Тебе слава принадлежит – Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и во всякое время, и на веки вечные. Аминь”.
И снова звучит ектенья. На этот раз – просительная (“Восполним вечернюю молитву нашу Господу...”).
Перед большими праздниками правится также и лития (на греческом – усиленное общее моление). Этот обряд дошел до нас от монастырей Палестины и Афона, и был известен со времен первых христиан (во время гонений на Церковь, чтобы не претерпеть преследований от язычников, крестные ходы приходилось осуществлять с опаской, по ночам). Тогда процессия шла к святыням обители (позднее заменено выходом в притвор храма, сегодня же – в западную часть церкви, что делается для того, чтобы возвестить оглашенным и тем, кто стоит в притворе и кается, о празднике, и вместе с ними помолиться). Возле святынь молились за живых и умерших, а затем происходила братская трапеза для подкрепления сил верных (раньше всенощные – не только в монастырях, но и в мирских храмах, – начинались с вечера, и заканчивались на утро, что, понятно, было немало утомляюще для молящихся). Перед началом этой короткой трапезы освящались хлеб, вино и оливковое масло, и раздавались присутствующим. Ныне осталось лишь это освящение, которое напоминает о том, что Господь подает нам как духовную, так и земную пищу, за которые мы должны Его всегда благодарить.
Эта часть всенощного бдения совершается так: все священнослужители выходят из алтаря в западную часть храма; на клиросе поются соответствующие стихиры литийные, а после них дьякон возглашает литийную ектенью: “Спаси, Боже, людей Твоих...” Далее поем стихиры стиховны (стихиры со стихами – специально подобранными стихами псалмов, посвященными празднику). А затем – поднимается в Небо песня святого Симеона Богоприимца, который, по обету Божьему, встретился в святом храме с маленьким Иисусом (вспомните праздник Сретения Господнего – встречу Старого и Нового Заветов: заветов рабства и свободы, покорности и смирения, страха и любви), и принял Бога Спасителя на праведные свои руки, а в сердце свое – невыразимую благодать смирения, “зачаток Духа”, дивное причастие рождества Христова, чудесное рождение свыше (см. Луки, 2 глава, 22-39 стихи).
Эта песнь припоминает нам явление ангела Симеону, которое произошло незадолго до пришествия Спасителя. Тогда вестник Божий объявил святому старцу о том, что тот не умрет, пока не увидит Христа-Спасителя:
“Ныне отпускаешь в мире (в ДУХОВНОМ ОЩУЩЕНИИ МИРА, в блаженном состоянии СМИРЕНИЯ БОЖЬЕГО) раба Твоего, Владыко (рабская, подзаконная вера покорности, вера, совершаемая страхом – переходит на новый уровень, становится сыновней, подблагодатной верой смирения: верой, которая вершится любовью; “отпускаешь РАБА” – ибо приходит СЫН...), как и сказал Ты. Яко увидели очи мои спасение Твое (увидели ХРИСТА КАК ПУТЬ СПАСЕНИЯ – путь ПОКАЯНИЯ, САМООТРЕЧЕНИЯ, СМИРЕНИЯ И ЛЮБОВИ; увидели не просто в теории /Евангелие как духовное учение смирения/, но и практически /руки – дела веры/, и, что важнее всего, – мистически /молитва сердца, слезы умиления, внутреннее ощущение благодати/), которое приготовил Ты всем людям: свет для просвещения народов, и славу людей Твоих, Израиля (нас с вами – духовного Израиля, народа Божьего, верующих и верных потомков Авраама, Исаака и Якова по благодати Христовой)”.
Далее трижды поется тропарь праздника с каждением тетрапода (невысокого четырехугольного церковного столика, который устанавливают посреди храма верных для совершения некоторых богослужений: Таинств Крещения и Брака, разнообразных освящений; на разговорном языке – аналойчик), и происходит благословение хлебов (точнее – пяти хлебов /просфор/, пшеницы, вина и елея /сегодня это ароматное масло, которое используют во время определенных священнодействий для помазания людей и церковных предметов/). Священник молится и просит Бога, чтобы приумножил их, также и о том, чтобы освятил верных Своих, будущих вкушать от сих хлебов и вина. Елей, освященный в это время, используется для помазания тех, кто молится на всенощном бдении; пшеница же – используется в пищу.
Пять хлебов, освященных в данном случае, напоминают нам о том чуде, которое совершил Господь нашего Иисус Христос во время Своей жизни на земле, когда Он пятью хлебами насытил пять тысяч народа; а также то, что Он и есть Тот “Хлеб Жизни, Который с Неба сошел”, и что только Духом Святым Христовым дается нам ПРАВДИВОЕ ДУХОВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПИСАНИЯ – разламывается хлеб Слова Божьего, “хлеб наш насущный”, становящийся в нас хлебом веры и благодати...
Если же служба воскресная, то после “Ныне отпускаешь...” бывает пение молитвы “Богородице, Дево, радуйся...”, которая составлена из слов ангельского приветствия Богородице:
“Богородице, Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего, ибо Ты породила Спаса душ наших”.
Молитва эта припоминает нам событие Благовещения – добрую, радостную весть о том, что Господь избрал Деву Марию быть Матерью Спасителя мира, и что вот началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти (см. Луки, 1 глава, 26-38 стихи).
Первая часть всенощной, вечерняя, заканчивается 33-м (34-м) псалмом “Благословлю Господа во всякое время...”, и завершающим благословением священника: “Благословение Господне на вас, Его благодатью и человеколюбием, всегда – ныне, и во всякое время, и на веки вечные”. Люди все вместе отвечают – “Аминь”. И сейчас же – начало утрени...
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий