Епископ Олег (Ведмеденко)
ОБЪЯСНЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ
(Статья издана на украинском языке; на русском языке – подстрочный перевод, не редактировано.)
От автора: В основу написания цикла статей под общим названием “Объяснение церковных богослужений” положена высокая идея преодоления искусственного барьера между алтарем и храмом, амвоном и церковью, клиросом и людьми.
Из данных публикаций вы узнаете, что означают те или иные действа литургии и всенощного бдения; поймете порядок церковной службы, а также закрытый для непосвящённых духовно-мистический их смысл.
Из постороннего зрителя вы превратитесь в непосредственного участника общего дела молитвенного богослужения – постигнете духовную радость церковного единения, ощутите святое дыхание живой христианской семьи...
ЛИТУРГИЯ
3. Литургия верных. Причастие (окончание)
Священнослужители причащаются несколько иначе, чем миряне: сначала – Тела Христова, которое принимают в руку (как поучает Кирилл Иерусалимский: “Подходи не с протянутыми руками и разведенными пальцами, но левую руку сделав престолом правой, как той, которая хочет Царя поднять, и, согнув ладонь, прими Тело Христово, и сразу же скажи «Аминь»... Потом, после причастия Тела Христова, приступи и к Чаше Крови: не протягивая руки, но наклонившись”). Первым причащается священник, потом дьякон. Частички, предназначенные для причастия мирян, полагаются в потир (чашу).
Царские врата открываются. Дьякон выносит Святую Чашу, становится слева от священника на солее (алтарном возвышении перед иконостасом), и призывает причастников: “Со страхом Божьим и верой приступите!” Хор отвечает: “Благословен, кто идет во Имя Господне. Бог – Господь, и явился нам”.
Причастники, которые надлежащим образом приготовились к Святому Таинству (предыдущим постом, молитвами, всепрощением и покаянием; в день причастия с полуночи ничего не ели и не пили /кроме частных случаев – маленькие дети, больные, немощные престарелые, беременные и т.п./; исповедовались; и, что важнее всего, делали это от души, с искренним сердцем, ибо иначе святое таинство не только не станет нам на спасение, но может статься и на осуждение), – скрестив руки на груди, правая рука сверху, подходят к Святому Причастию, и вместе со священником произносят Молитву перед причастием святого Иоанна Златоустого:
“Верую, Господи, и признаю, что Ты есть воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир грешников спасти, между которыми я первый (первая).
Еще верую, что это именно есть Пречистое Тело Твое, и это именно есть Честная Кровь Твоя.
Молюсь, посему, Тебе: помилуй меня, и прости мне прегрешения мои вольные и не вольные, осознанные и неосознанные – словом ли, делом или мыслию. И сподобь меня неосужденно причаститься Пречистых Твоих Таинств во отпущение грехов моих, и в жизнь вечную. Аминь.
Вечери Твоей Тайной, Сыну Божий, причастником (причастницею) меня сегодня прими, ибо врагам Твоим тайны не расскажу (здесь: не выдам Тебя “врагам своим домашним”, духам злобы поднебесным насилия и стяжания, гордости и лукавства – злым мыслям и желаниям, враждующим против Тебя) и поцелуя не дам Тебе как Иуда (и лицемерием не предам Тебя), но как разбойник признаю Тебя (но искренне раскаиваюсь и смиряюсь как разбойник, который был распят по правую сторону Иисуса): помяни меня, Господи, во Царствии Своем.
Пусть не в суд, и не в осуждение будет мне причастие Святых Твоих Тайн, Господи, а на исцеление души и тела. Аминь”.
Приступая к Святому Причастию необходимо всегда помнить, что Таинство это, кроме БУКВАЛЬНО-МИСТИЧЕСКОГО плана, включает в себя ДУХОВНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ аспект, то есть ДУХОВНО-МИСТИЧЕСКУЮ перспективу восприятия. И ИМЕННО В ЭТОМ – ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.
ДАРЫ НА ПРЕСТОЛЕ – ЭТО ТЕНЬ ДУХОВНЫХ ВЕЩЕЙ!
Что есть “хлеб” на библейском языке в данном случае? “Моя пища (хлеб Мой, брашно Мое) есть творить волю Пославшего Меня...” – говорит Христос (см. Иоанна, 4 глава, 34 стих). Здесь “хлеб” – это практика спасения, хлеб исполнения воли Божьей.
Что такое “вино”? “Пейте из нее все: сия есть кровь Моя Нового Завета, что за вас, и за многих проливается во отпущение грехов...” “Вино” – это Новозаветное учение Господне, учение смирения и любви, которое изменяет ум и увеселяет сердце праведника; собственно – теория спасения.
Таким образом, “хлеб и вино” – теория и практика спасения – должны реализоваться в нас, войти в нашу плоть и кровь, СТАТЬ ПЛОТЬЮ И КРОВЬЮ ХРИСТОВЫМИ В НАС.
Пить Кровь Христову – это означает истинно ИСПОВЕДОВАТЬ УЧЕНИЕ ЕГО: правильно понимать это Учение КАК УЧЕНИЕ СМИРЕНИЯ И ЛЮБОВИ, иметь его за основу жизни (кровь – это основа жизни; “в крови – душа (жизнь)”, – читаем в Святом Письме (см. Левит, 17 глава, 11 стих)). Есть же Тело Его – значит ВЫПОЛНЯТЬ ВОЛЮ ГОСПОДНЮЮ: СМИРЯТЬСЯ, и таким образом стяжать Духа Святого, крепнуть хлебом благодати Божьей по слову Христову: “Бог противится гордым, а смиренным дает благодать” (Якова, 4 глава, 6 стих).
Подойдя к чаше каждый верный громко, чтобы слышал священник, называет свое имя. Священник берет Святые Тайны специальной ложечкой (лжицею) и причащает каждого со словами:
“Причащается раб Божий (раба Божья – имя) Честного, и Пресвятого, и Пречистого Тела и Крови Господа, и Бога, и Спаса (Спаса – Спасителя) нашего Иисуса Христа во отпущение грехов своих, и в жизнь вечную”.
Принимая причастие верный стоит пред чашей скрестив руки на груди (правая рука сверху). Креститься возле чаши ни до, ни после причастия нельзя (это надо сделать раньше, чтобы случайно неосторожно не толкнуть Святой Чаши). Причастившись – сразу, не целуя икон, отходим к запивке – специальному столику, где нам дадут плошку с “теплотой” (теплой водой, разбавленной красным виноградным вином, которую употребляют причастники после причащения, чтобы остатки Святых Даров не оставались во рту) и антидор (на греческом – “вместо дара”). После запивки уже можно целовать как крест, так и иконы, ибо на губах больше нет остатков Крови Христовой.
Антидор – это частички той просфоры, из которой приготовлен был Агнец, с добавлением и других просфор. Антидор раздается вместо святых Даров тем прихожанам, которые в этот день не причащались. Дело в том, что в давние времена христианства обычно причащались все присутствующие на Литургии, но со временем многие верующие начали изъявлять желание присутствовать при свершении Литургии и молиться, но не приобщаться Причастия всякий раз. Отцы и учителя Церкви, снизойдя к немощам человеческим, разрешили присутствовать на Литургии и без святого причащения, но вместо святых Даров стали раздавать антидор.
После причастия священник и дьякон входят в алтарь и ставят Святое на престол. Дьякон ссыпает с дискоса в чашу частички, которые были вынуты из просфор на Проскомидии, чтобы они соединились с Телом и Кровью Иисуса Христа, из-за чего все члены Церкви – живые и умершие, которые упоминались на Проскомидии, – символически соединяются с Самим Христом, и Его Пречистой Кровью омываются от грехов. Именно в этом и состоит сила извлечения частичек за здоровье и упокой.
Благословив народ, иерей в последний раз выносит Чашу, и все склоняются пред нею. Святые Дары ставят на жертвенник, и звучит благодарственная ектенья.
“С миром (в спокойствии сердца) выйдем!” – возглашает священник. Литургия заканчивается. Иерей читает перед амвоном (средняя часть солеи пред Царскими вратами, предназначенная для произнесения проповедей) последнюю, так называемую заамвонную молитву, и совершает отпуст – общее благословение. Верные подходят к священнику для целования креста...
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий