Епископ Олег (Ведмеденко)
ВОСКРЕСЕНЬЕ ВСЕХ СВЯТЫХ
В первое воскресенье после Пятидесятницы, воскресенье Всех Святых, в православных храмах читается Евангелие от Матфея:
«Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берёт креста своего, и не следует за Мною, тот не достоин Меня...
Тогда Петр отвечая сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий (т.е. Иисус Христос. Он есть Сын Божий и Сын Человеческий, истинный Бог и истинный Человек, Богочеловек – Бог, Который для нас и для нашего спасения с Неба сошел, и тело принял от Духа Святого и Марии Девы, и стал человеком. В Библии Иисус Христос называется Сыном Божьим и Сыном Человеческим приблизительно одинаковое число раз. – Авт.) на престоле славы Своей, сядете и вы, на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых...»
Здесь Израиль – название символическое. Израиль – это народ Божий, народ веры, те, кто верует в Бога. Духовный Израиль – это мы с вами, ежели считаем себя народом Божьим.
Число двенадцать, согласно науке о символике библейских чисел, гематрии, является числом полноты человеческой натуры, полноты человеческих характеров. Четыре помноженное на три равняется двенадцати. Это четыре основных типа человеческой натуры: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, проявленные во всей полноте троичности духовного развития – прежде всего в полноте слова (Божественная идея человеческой жизни – идея духовного совершенствования), затем веры (осуществление, воплощение, реализация этой идеи в своей жизни), и, наконец, благодати (духовное утверждение, распространение и воспевание веры смиренной, действующей любовью).
Примеры: двенадцать патриархов, двенадцать апостолов (один, Иуда, отпал, – и сразу же это нарушение полноты компенсируется избранием Матфея, – см. Деяния святых апостолов, 1 глава, 21-26 стихи). Также двенадцать колен Израилевых, двенадцать разведчиков Земли Обетованной, двенадцать легионов ангелов, венец из двенадцати звезд – символ соборности Церкви; древо, дающее двенадцать раз плоды свои и т.д.
«…И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Многие же будут первые последними, и последние первыми…» (Евангелие от Матфея, 10.32-33, 37-38; 19.27-30).
Слово «святость» имеет двойное значение, в зависимости от того, к кому оно относится. По отношению к Богу святость – это абсолютность, несравненность, идеальность, непревзойденность (Бог есть Святой – т.е. Необъятный, Вечный, Неизменный, Бесконечный, Вездесущий, Всеведущий, Премудрый, Всемогущий, Всеблагой, Всеправедный, Истинный, Справедливый, Верный, Долготерпеливый, Многомилостивий, Нетленный). В отношении же к человеку, слово святость имеет иную смысловую нагрузку. Святым называют праведного человека, полностью посвятившего себя, т.е. отдавшего всю свою жизнь, до самой смерти, служению Богу.
В первые годы христианства, когда церковь была еще горячей в отношении веры, а не чуть теплая как сегодня, таких людей было очень много. Они отрекались от мира, отказывались от земных богатств, раздавали свои имения, земли, накопленное добро бедным, и служили Богу «в радости и сердечной простоте», «не полюбив жизни своей даже до смерти…» Недаром апостолы обращаются к первым христианам не иначе, как «избранные святые» (см. Послание апостола Павла к Римлянам, 1.7; Послание апостола Иуды, 3; Первое послание к Коринфянам, 1.2; Второе к Коринфянам, 8.1-4; К Ефесянам, 1.15-16; 2.19-20 и др.).
В период гонений на Церковь, начиная с 36-го года от Рождества Христова, когда был побит камнями архидиакон Стефан, и до IV века, когда открытые гонения прекратились, да и в дальнейшие времена, вплоть до сегодняшнего дня, люди, посвятившие всю жизнь свою Богу – избранные святые Его, – бесстрашно исповедовали и исповедуют Истину перед людьми, не боясь гонений и преследований мира сего (в т.ч. и религиозного мира). Ибо «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (К Римлянам, 10.10). Посему и начинается Евангелие воскресенья Всех Святых словами Господними: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми…»
Человек, желающий полностью посвятить свою жизнь Богу, обязан поставить Его на первое место. Приоритеты жизни народа Божьего – верующих и верных – были определены Господом еще в Ветхом Завете, а именно в законе Божьем, Десяти Заповедях.
Если внимательно рассмотреть их, то мы увидим, что на первом месте в нашей жизни должен быть Господь, ведь первые четыре заповеди говорят именно об отношении к Богу (I Заповедь – «Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим», II – “Не делай себе кумира», III – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно», IV – «Помни день покоя, чтобы святить его»). На втором месте должна быть семья (V Заповедь касается именно семейных отношений: “Почитай отца твоего и мать твою»). На третьем – ближние (VI Заповедь – «Не убивай», VII – «Не прелюбодействуй», VIII – «Не кради», IX – «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – говорят нам о наших отношениях с ближними). И на последнем, четвертом месте в нашей жизни должно стать материальное (X Заповедь – «Не пожелай…»).
Итак, на первом месте в жизни народа веры обязан стать Господь. Если же нет, то тем сами мы создаем себе «подобие Бога», определяем «других богов» перед лицом Господним. Вот потому-то и указывает Господь в Евангелии воскресенья Всех Святых: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня…»
Сказано в Евангелии от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна, 3.16). Господь пришел на землю, чтобы показать нам путь ко спасению. И каждый шаг Его по земле был и есть путеводителем нам, именующимся сонаследниками Его, называющим себя Именем Его – христианами…
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (От Иоанна, 14.6). «Кто не берёт креста своего, и не следует за Мною...» Христос есть Путь. Он пришел «в подобии плоти греховной» (см. Римлянам, 8.3), чтобы показать нам путь преодоления в себе проклятия греха: путь исхода из духовного рабства, путь Пасхи, перехода («пасха», «песах» на еврейском – переход) из царства гордыни и нелюбовности, царства князя мира сего, в Землю Обетованную, в царство Божье – Царство благодати. А путь этот – путь крестный. Мы призваны распять в себе грех вместе с Христом, умереть для греха вместе с Ним, а тогда и воскреснуть духовно в жизнь вечную вместе с Иисусом.
И если мы действительно идем этим путем, начерченным Богом. Если действительно следуем дорогой праведности – т.е. ищем Правду, находим ее в Иисусе Христе (в истинном смирении Христовом) и утверждаемся в ней. И если не сойдем с этого Пути до последнего нашего земного вздоха, тогда для нас эти апостольские слова:
«Церкви Божией, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте… Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!..» Аминь.
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
ВОСКРЕСЕНЬЕ ВСЕХ СВЯТЫХ
В первое воскресенье после Пятидесятницы, воскресенье Всех Святых, в православных храмах читается Евангелие от Матфея:
«Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берёт креста своего, и не следует за Мною, тот не достоин Меня...
Тогда Петр отвечая сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий (т.е. Иисус Христос. Он есть Сын Божий и Сын Человеческий, истинный Бог и истинный Человек, Богочеловек – Бог, Который для нас и для нашего спасения с Неба сошел, и тело принял от Духа Святого и Марии Девы, и стал человеком. В Библии Иисус Христос называется Сыном Божьим и Сыном Человеческим приблизительно одинаковое число раз. – Авт.) на престоле славы Своей, сядете и вы, на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых...»
Здесь Израиль – название символическое. Израиль – это народ Божий, народ веры, те, кто верует в Бога. Духовный Израиль – это мы с вами, ежели считаем себя народом Божьим.
Число двенадцать, согласно науке о символике библейских чисел, гематрии, является числом полноты человеческой натуры, полноты человеческих характеров. Четыре помноженное на три равняется двенадцати. Это четыре основных типа человеческой натуры: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, проявленные во всей полноте троичности духовного развития – прежде всего в полноте слова (Божественная идея человеческой жизни – идея духовного совершенствования), затем веры (осуществление, воплощение, реализация этой идеи в своей жизни), и, наконец, благодати (духовное утверждение, распространение и воспевание веры смиренной, действующей любовью).
Примеры: двенадцать патриархов, двенадцать апостолов (один, Иуда, отпал, – и сразу же это нарушение полноты компенсируется избранием Матфея, – см. Деяния святых апостолов, 1 глава, 21-26 стихи). Также двенадцать колен Израилевых, двенадцать разведчиков Земли Обетованной, двенадцать легионов ангелов, венец из двенадцати звезд – символ соборности Церкви; древо, дающее двенадцать раз плоды свои и т.д.
«…И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Многие же будут первые последними, и последние первыми…» (Евангелие от Матфея, 10.32-33, 37-38; 19.27-30).
Слово «святость» имеет двойное значение, в зависимости от того, к кому оно относится. По отношению к Богу святость – это абсолютность, несравненность, идеальность, непревзойденность (Бог есть Святой – т.е. Необъятный, Вечный, Неизменный, Бесконечный, Вездесущий, Всеведущий, Премудрый, Всемогущий, Всеблагой, Всеправедный, Истинный, Справедливый, Верный, Долготерпеливый, Многомилостивий, Нетленный). В отношении же к человеку, слово святость имеет иную смысловую нагрузку. Святым называют праведного человека, полностью посвятившего себя, т.е. отдавшего всю свою жизнь, до самой смерти, служению Богу.
В первые годы христианства, когда церковь была еще горячей в отношении веры, а не чуть теплая как сегодня, таких людей было очень много. Они отрекались от мира, отказывались от земных богатств, раздавали свои имения, земли, накопленное добро бедным, и служили Богу «в радости и сердечной простоте», «не полюбив жизни своей даже до смерти…» Недаром апостолы обращаются к первым христианам не иначе, как «избранные святые» (см. Послание апостола Павла к Римлянам, 1.7; Послание апостола Иуды, 3; Первое послание к Коринфянам, 1.2; Второе к Коринфянам, 8.1-4; К Ефесянам, 1.15-16; 2.19-20 и др.).
В период гонений на Церковь, начиная с 36-го года от Рождества Христова, когда был побит камнями архидиакон Стефан, и до IV века, когда открытые гонения прекратились, да и в дальнейшие времена, вплоть до сегодняшнего дня, люди, посвятившие всю жизнь свою Богу – избранные святые Его, – бесстрашно исповедовали и исповедуют Истину перед людьми, не боясь гонений и преследований мира сего (в т.ч. и религиозного мира). Ибо «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (К Римлянам, 10.10). Посему и начинается Евангелие воскресенья Всех Святых словами Господними: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми…»
Человек, желающий полностью посвятить свою жизнь Богу, обязан поставить Его на первое место. Приоритеты жизни народа Божьего – верующих и верных – были определены Господом еще в Ветхом Завете, а именно в законе Божьем, Десяти Заповедях.
Если внимательно рассмотреть их, то мы увидим, что на первом месте в нашей жизни должен быть Господь, ведь первые четыре заповеди говорят именно об отношении к Богу (I Заповедь – «Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим», II – “Не делай себе кумира», III – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно», IV – «Помни день покоя, чтобы святить его»). На втором месте должна быть семья (V Заповедь касается именно семейных отношений: “Почитай отца твоего и мать твою»). На третьем – ближние (VI Заповедь – «Не убивай», VII – «Не прелюбодействуй», VIII – «Не кради», IX – «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – говорят нам о наших отношениях с ближними). И на последнем, четвертом месте в нашей жизни должно стать материальное (X Заповедь – «Не пожелай…»).
Итак, на первом месте в жизни народа веры обязан стать Господь. Если же нет, то тем сами мы создаем себе «подобие Бога», определяем «других богов» перед лицом Господним. Вот потому-то и указывает Господь в Евангелии воскресенья Всех Святых: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня…»
Сказано в Евангелии от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна, 3.16). Господь пришел на землю, чтобы показать нам путь ко спасению. И каждый шаг Его по земле был и есть путеводителем нам, именующимся сонаследниками Его, называющим себя Именем Его – христианами…
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (От Иоанна, 14.6). «Кто не берёт креста своего, и не следует за Мною...» Христос есть Путь. Он пришел «в подобии плоти греховной» (см. Римлянам, 8.3), чтобы показать нам путь преодоления в себе проклятия греха: путь исхода из духовного рабства, путь Пасхи, перехода («пасха», «песах» на еврейском – переход) из царства гордыни и нелюбовности, царства князя мира сего, в Землю Обетованную, в царство Божье – Царство благодати. А путь этот – путь крестный. Мы призваны распять в себе грех вместе с Христом, умереть для греха вместе с Ним, а тогда и воскреснуть духовно в жизнь вечную вместе с Иисусом.
И если мы действительно идем этим путем, начерченным Богом. Если действительно следуем дорогой праведности – т.е. ищем Правду, находим ее в Иисусе Христе (в истинном смирении Христовом) и утверждаемся в ней. И если не сойдем с этого Пути до последнего нашего земного вздоха, тогда для нас эти апостольские слова:
«Церкви Божией, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте… Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!..» Аминь.
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий