Постоянные читатели

четверг, 11 июня 2020 г.

Трактат о «философском камне»

Трактат о «философском камне».

Люди веками ищут «философский камень», приносящий тому, кто найдет его, бессмертие. Внешние полагают, что камень сей – вещественный, материальный; но это заблуждение, впрочем, не случайное. Тайное знание – тайное не потому, что засекречено, а потому, что не всем доступно. «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите…» (Матф.13:14). В действительности камень сей – мысленный, духовный; потому и «философский» (от греческого φιλοσοφία, дословно «любовь к мудрости»: φιλία – любовь, стремление, жажда; σοφία – мудрость). Камень любомудрия. «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну (пищу духовную), и дам ему белый камень (высшего знания) и на камне написанное новое имя (истинного «Я», сути всего, Сущего), которого никто не знает, кроме того, кто получает…» (Откр.2:17).

Это «камень» вечной, вневременной мудрости (камень – вечный материал, вспомним божественные скрижали откровения, «скрижали завета» – Исх.31:18) – высшее, духовное знание. Это дорога в иной, неведомый, тонкий мир; мистическая практика (от греческого πράξις – делание) концентрации и расширения (точнее, углубления) сознания. Это «алхимия духа». В позитиве, помноженная на смирение, – это практика внутреннего безмолвия, именуемая в Восточной Церкви «исихазмом», методом священной молитвы и внимания. Это путь «святого трудничества», раскрытия (смирения) сердца, духовно-аскетический подвиг отсечения собственной воли, безмолвия мыслей и помыслов. Это таинственный путь обретения внутреннего, мистического опыта, дающего Силу; путь изменения сознания.

Сей «камень» – есть твердыня знания, могущего любой «неблагородный металл» (сердце холодное, тяжелое, как свинец, либо жестокое, как железо) превращать в «золото» – высшую ценность надмирной, божественной мудрости и красоты. Это скала пророческого восхищения, с высоты которой можно познавать суть вещей.

Сей мысленный «камень» – есть камень, дарующий вечную жизнь: камень бессмертия, божественный кристалл безмолвия, отворяющий свет во мраке непросвещенных сердец. Камень теозиса – обожения, высшего любомудрия, дающий возможность человеку стать Богом.

Да, камень сей – именно «философский» (камень мудрости). И так же, как и таинственная Шамбала, которую тщетно ищут непосвященные, – он в сердце человеческом.

Но в руках человека гордого, алчного или лукавого, этот «камень» может стать «камнем преткновения» (Рим.9:32,33); ибо помноженный не на смирение, а на гордыню, камень сей открывает двери не в небо, а в «поднебесье». И многие, искавшие силы и власти, стали рабами его обитателей. И еще более многие, коснувшиеся его нечистыми руками, потеряли рассудок...


(Епископ Олег Ведмеденко. "Духовный дневник" ) http://www.vedmedenko.org/blog.php


Комментариев нет:

Отправить комментарий