Постоянные читатели

суббота, 7 июля 2018 г.

Предтеча

Предтеча

7 июля по новому стилю (24 июня по старому) православная церковь вспоминает рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна.

Историю о благовещении архангелом Гавриилом священнику Захарии обетования Божьего о рождении от него и неплодной жены его, Елизаветы, сына; также повествование о наказании Захарии немотой за неверие его; о посещении Елизаветы родственницей ее, Марией, будущей Матерью Господа нашего Иисуса Христа; как и о самом событии рождения Иоанна Крестителя и наименовании его в день обрезания – подробно повествует нам Святое Писание (а именно первая глава Евангелия от Луки). Мы же раскроем духовную символику этого буквально-исторического события.

Кого символизирует, кого представляет собой Иоанн Креститель? Писание свидетельствует о нем как о Предтече Господнем. Как о том, кто предваряет пришествие в мир (а духовно – в наши сердца) Спасителя. Как о том, кто готовит сие славное пришествие: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему...» (Евангелие от Матфея, 3 глава, 3 стих).

Какие же «тропы» был призван ровнять Креститель Спаса Иоанн? И в какой «пустыне»? Безусловно, речь здесь идет о вещах в первую очередь духовных. Ведь пустыня, в которой проповедовал Иоанн, это не просто буквальная пустыня, а прежде всего «пустыня иудейская» – пустыня бездуховности народа веры. И место нахождения её не просто на юго-востоке Иудеи, возле Мертвого моря, но в сердцах народа Божьего. И тропы эти – не буквальные тропы. Они – суть искаженное понимание Слова Божьего, искривленное выполнение воли Его, лицемерная и лукавая жизнь верующих, но не верных, отравленных фарисейством сынов духовного Израиля.

Чем же равнял эти жизненные дороги Предтеча Господний? Какой «заступ» вложил в руки его Тот, Кто ищет ревностные сердца, Кто избирает добросовестных и верных пророков Себе, Кто зовет на пространствах земли: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (см. Книгу пророка Исаии, 6.8-9). Инструмент сей – бич обличительной проповеди, духовное очищение «банею водною посредством слова» (Послание апостола Павла к Ефесянам, 5.26), – духовное же крещение покаяния.

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною (Христос) сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (От Матфея, 3)

Иоанн Креститель называется Предтечей Господним, ибо хоть и был он «Духа Святого исполнен еще от чрева матери своей» (От Луки, 1.15), но являлся служителем Ветхого Завета, был лишь предвестником Завета Нового – проводником ко Христу. Благодать Всесвятого Духа дается каждому на служение его; служение же Иоанново, крещение его, носило подзаконный характер. Оно не было еще новозаветным служением смирения и любви, но ветхозаветным – покорности и страха.

Он крестил (духовно погружал) подзаконных, ставших собственно уже беззаконными, в купели водной Слова. Ибо как физическая вода смывает с человека грязь телесную, так и слезы покаяния сполна омывают души наши от грязи греховной. Иоанн Креститель очищал веру, возвращал беззаконных к началу мудрости – страху Божьему. Он воскрешал веру подзаконную, возрождал Старый Завет, готовя народ веры к Завету Новому. И недаром Сам Христос свидетельствовал о нем: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (он – наибольший среди подзаконных); но меньший в Царстве Небесном – больше его» (От Матфея, 11.11).

Безусловно, все события священной истории Библии – как Ветхого, так и Нового Заветов – несут в себе духовную информацию, имеют пророческое содержание как для всей Церкви, всего человечества, так и для каждого человека в частности. Библия – это Книга для нас и о нас, и потому все персонажи Священного Писания имеют свое отображение в сердцах наших, в нашей жизни. «Тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым Его… – Христос в нас, упование славы» (см. К Колоссянам, 1.26-27).

Да, Христос – сладчайший мир, смирение Божие – в нас! В нас и Богородица (духовный образ самоотречения, символ добродетельной, чистой, праведной жизни), и святые апостолы (Петр, Яков, Иоанн – это вера, надежда, любовь). К сожалению, в каждом из нас присутствуют и отрицательные герои Книги книг. Это и неверный Иуда, и дотошный исследователь «крамолы» Каиафа, и Ирод –плотский наш ум, и Иродиада – греховная, исполненная страстями жизнь. В нас же и Иоанн Креститель, Предтеча Господний – символ покаяния, голос совести, посольство Бога в сердце человеческом…

Рождество Иоанна Крестителя в духовном плане – ничто иное, как пробуждение совести людской, глас вопиющего в пустыне наших сердец пророка Господнего. Невозможно спастись без покаяния. Невозможно прийти к крещению Христову (смирению) без крещения Иоаннова. Невозможно подняться на вершину лествицы, не сделав первый шаг. Покаяние – это и есть первый шаг ко Христу, ключ к дверям самопознания, счастья, свободы, – царства Божией благодати. Это первая ступенька к вере смиренной, действующей любовью. Покаяние с плодами самоотречения – это «альфа», начало спасения нашего, начало духовного просветления. Вершина же – «омега», любовь совершенная.

Иоанн Креститель – это призыв Божий к каждому из нас: призыв остановиться на путях своих, отречься себя, и сделать первый шаг навстречу спасению, познанию себя как духа, светлого и свободного. Это призыв покаяться. Призыв смириться... Недаром и Сам Господь наш Иисус Христос начинает служение Свое с тех же слов, которые впервые провозгласил Предтеча Спаса Иоанн: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное...» (От Матфея, 4.17).

Тропарь (главная песнь) праздника: «Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется».
(«Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно прославлять тебя не в силе мы, с любовью тебя почитающие. Ибо бесплодность матери и родительская безгласность разрешились славным и драгоценным твоим рождеством – и воплощение Сына Божьего миру проповедуется».)


[Из книги "Ключ Давидов" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий