Постоянные читатели

четверг, 5 июля 2018 г.

Ревность не по рассуждению

Ответы священнослужителя

Ревность не по рассуждению

Вопрос: Иногда приходится слышать из уст озлобленных жизненными невзгодами маловерных или же просто неверующих людей: "Что ты мне здесь проповедуешь о высоких материях?.. Что дал мне твой Бог?!.. Если ты такой праведный – то почему не раздал всё своё имущество бедным, как учит ваш Христос?.."

Ответ: Думаю, каждый зрелый христианин, имеющий практический опыт проповеди Слова Божьего, так или иначе встречался с подобными обвинениями. На первый взгляд может показаться, что такие утверждения имеют под собой определённые основания. Но так ли это на самом деле? Давайте высветим данный вопрос всепроникающим светом истины Священного Писания…

Действительно ли Господь требует от нас, христиан, чтобы мы ничего не имели? Есть ли это окончательным признаком праведности, обязательным условием спасения? Безусловно же, нет. Разве неимущим был "отец народов веры" Авраам, или терпел недостаток сын его Исаак? Разве не владел большими стадами и отарами ветхозаветный патриарх Иаков, и не был "знаменитее всех сынов Востока" праведный Иов? Разве не славился богатством своим премудрый царь Соломон, а отец его, Давид, не прославил ли Бога нашего: "Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба…" (Псалом 36, 25 стих)

Все мы пришельцы на этой земле. Нагими пришли, нагими и уйдём, ничего не возьмём с собою. Гроб, как известно, карманов не имеет, да и погребальные костюмы на Западе шьют без карманов (у нас – зашивают)… Преходящий материальный достаток нам даёт Господь для того, чтобы мы хорошо им управляя, "приобретали себе друзей (на Небе. – Авт.) богатством неправедным (земным. – Авт.), чтобы они, когда обнищаем, приняли вас в вечные обители" (см. Евангелие от Луки, 16 глава, 9–11 стихи). Сказано в Писании: "Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Послание апостола Павла к Филиппийцам, 4.19); "Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём…" (Третье соборное послание апостола Иоанна, 2 стих); "Я пришёл для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком" (От Иоанна, 10.10); "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (материальное. – Авт.) приложится вам" (От Матфея, 6.33). Приложится, но, несомненно, не для того, чтобы своею нерадивостью мы попусту растратили его…

Господь любит нас и хочет нам добра даже больше, чем мы своим детям. Ибо если мы, будучи злыми, способны добрые даяния своим детям подавать, то насколько же больше подаст нам Он, Имя Которого – Любовь! Но Господь и спрашивает с нас за каждое пустое слово, за каждую мысль не освященную любовью, за каждое бесплодное дело. Ибо "всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (От Матфея, 3.10).

Каких же плодов ждёт от нас наш Небесный Отец? "Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений", – говорит Он (Осии, 6.6). Дела милосердия и богопознания – это и есть те плоды, та десятина, которую ожидает от нас Господь: "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий Небесных, и не изолью ли на вас благословения до избытка?.." (Малахии, 3.10). Но о какой десятине, о каких делах милосердия могла бы идти речь, когда бы мы и сами ничего не имели? Нет, Господь не хочет, чтобы Его сыны по благодати Христовой ходили голодными, раздетыми и не имели убежища. Наоборот, как говорит апостол Павел: "Бог же силён обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело…" (Второе к Коринфянам, 9.8).

Часто сатана является в образе ангела света, и затронутая сегодня тема как раз и показывает его именно в этой ипостаси. Господь наш Иисус Христос указал нам путь спасения, и предостерёг не совращаться с него "ни влево, ни вправо", – идти "средним путём", как выразился преподобный Серафим Саровский. Когда мы поддаёмся власти духа злобы поднебесного корыстолюбия, то, соответственно, совращаемся с пути спасения влево. Попытка же взять на себя больше, чем можем понести, стремление "перепрыгнуть через порог", через несколько ступенек сразу, поднять вес пока ещё нам непосильный, – бесспорно также есть отклонением с верного пути, только отклонением уже вправо. Бывает, что "бог века сего" коварно указывает нам правильную цель, однако путь достижения её предлагает не Божий, а лукавый…

Слова Господни, на которые ссылается оппонент нашего читателя, помещены в Евангелии от Матфея (19-я глава, 16-26 стихи – известная всем встреча Иисуса Христа с богатым юношей, желавшим иметь вечную жизнь, но оказавшимся слишком уж крепко привязанным к своему богатству): "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на Небесах…" Безусловно, эти слова необходимо толковать в первую очередь духовно, как указание на необходимость поставить Бога на первое место в своей жизни. Подобно этим и иные слова Господни, например: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну" (От Матфея, 5.29–30). И так же, как не следует буквально исполнять сказанное во второй цитате (то есть вырывать себе глаз), – не следует спешить и с раздачей своего имущества. Как учит святой отец Церкви, Григорий Богослов: "Сквозь букву проникай во внутреннее…"

Впрочем, если последняя евангельская цитата совсем лишена буквального смысла, и разумеется лишь духовно, то с предыдущей не всё так просто, потому что имеет она и буквальную нагрузку. Но этот её аспект касается исключительно тех верующих и верных, которые одержали уже победу над диаволом в себе, и поднимаются на наивысшие ступени совершенства ("если хочешь быть совершенным…"). А также тех христиан, которые сознательно избрали себе путь монашества… Но и в этом случае, когда человек становится уже не только духовно, а и буквально "не от мира сего", он должен взвешивать свои действия на весах закона Божьего, помня приоритеты нашей жизни, определенные Господом: на первом месте Господь Бог, на втором семья, на третьем ближние, и на четвертом – материальное. И не нарушать их, раздав всё, но при этом родных своих и свою собственную семью оставив в стороне.

И, наконец, последнее. В Книге Деяний святых апостолов сказано: "Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (безусловно же, в первую очередь среди братьев и сестёр по вере, по слову апостольскому: "…будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Послание Галатам, 6.10). – Авт.)" (см. Деяния, 2.42–47). Однако сегодня, как видим, времена изменились. Христиане уже не живут коммунами (общинами), и верующие не имеют всё общим. Таким образом, и "продавать имения и всякую собственность, и разделять всем" нет ни возможности, ни нужды. Потому-то и этот, последний аргумент в пользу псевдоревнителей христианской нищеты, лишен основания.

Бог есть Премудрость, человек же – сотворен по образу Божию. Одним из проявлений этого образа есть разум. Смысл жизни заключается в совершенствовании духа, в том, чтобы подняться к высотам богоединения, вознести образ Божий в себе на высоту стяжания подобия Божьего. Господь не желает от нас слепого, фанатичного служения. Он хочет, чтобы мы были верующими и верными, однако верующими – сознательными. И чтобы были не просто разумными, но и мудрыми премудростью Его. Были "мужами с открытым оком", умеющими "отличать священное от не священного и нечистое от чистого" (Левит, 10.10).

Так будем же внимательными, дабы не коснулись и нас сии жёсткие, обличительные слова: "Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению" (К Римлянам, 10.2).


[Из книги "Еще ночь..." (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий