Постоянные читатели

воскресенье, 22 июля 2018 г.

ПОКРОВ РАДИ АНГЕЛОВ

ПОКРОВ РАДИ АНГЕЛОВ

Вопрос: Обязательно ли женщине покрывать голову платком в церкви, а также когда молится? Прошу, следовательно, растолковать Первое послание апостола Павла к коринфянам, 11 главу, с 3 по 15-й стихи.

Ответ: Чтобы дать полный ответ на этот вопрос, необходимо для начала выяснить значение некоторых символов Священного Писания, а именно что есть “мужчина”, “женщина”, и “покров” (именно это слово использовано в Послании апостольском, на которое ссылается церковная традиция) на библейском языке. Ибо в действительности Богу совершенно одинаково, в платке ли молится человек, в шапке ли, или же вообще с непокрытой головой, – по точному выражению Григория Сковороды: “Словно Бог варвар, чтобы по пустякам враждовать...” Речь здесь о вещах духовных, вошедших в церковный обычай в виде определенных эмблем и ритуалов.

Женщина на языке символов – это жизнь, чувства, церковь. Мужчина – соответственно вера, разумение, Господь. Женщина покрывается мужчиной (жизнь – верой, чувства – разумом, Церковь – Христом). Мужчина же “покрывать головы не должен” (вера и разумение истины должны быть открытыми, как и сказано: “Итак всякого, кто исповедает Меня [Христа] пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным” (Евангелие от Матвея, 10 глава, 32–33 стихи)). Именно так и надлежит нам понимать 11 главу Первого послания святого апостола Павла к коринфянам:

“Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (вере, разумению глава – Христос; жизни – вера; чувствам – разум. Христу же глава – Бог, ибо “Я пришел во Имя Отца Моего…” (От Иоанна, 5.43)).

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (Не о женских шляпках или платочках убивается здесь “апостол народов” Павел! О правдивом разумении истин Господних, о вере смиренной печется)...

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов (духовный знак веры ради Небесной иерархии – церкви Божьей торжествующей, незримо присутствующей среди нас – в церкви земной, воюющей, и пекущейся о нашем духовном развитии)” (1Кор. 11.3-10).

То же касается и 15-го стиха этой главы:
“Но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала” (1Кор. 11.15).

Не о прическе здесь идет речь. Речь – о праведности и целомудрии. Речь о чистоте. Как девичья коса является признаком чистоты и невинности, так и “коса” смирения и любви – даже без разумения догматов и обрядов церкви, без знания символа веры и общепринятых молитв, – является неопровержимым признаком праведности человека. (Потому что есть простые и искренние люди, иногда малограмотные, или и вовсе неписьменные, которые не имеют знаний о Боге, но знают Бога! И когда спрашиваешь у них: в чем суть Заповеди? – они просто отвечают: никому не делать зла, жить по-доброму, по-совести; поступать с ближним своим так, как бы хотел чтобы и с тобой поступали… Это-то и есть то, что Отцы называли смиренномудрием – пример преходящего характера “веры догматической, которая есть соглашение души”).

Любовь покрывает множество грехов; любовь – превыше всего. Бог есть любовь! И каждый, имеющий ее, родился от Бога и ведает Бога, а значит и несет на себе “знак ангельский” – печать дара Духа Святого. Посему как “Господь знает своих, и свои Его знают...”

Что же касается буквальных косынок и шапок, то здесь имеем установленный внешний порядок – церковную традицию, таящую в себе духовное содержание, и ставшую, таким образом, определенным символом спасения. Почему, по слову апостольскому, в церкви “все пусть будет добропристойно и степенно (чинно, в соответствии с определенным действом)”.

О молении же дома, или в другом месте, так скажу. Когда читаем канон утренней или вечерней молитвы – то здесь для женщины обязательным является покрывать голову косынкой (как и мужчине непременно молиться без главного убора). Когда же мы в дороге творим молитву Иисусову, либо дома молимся короткими ежечасными молитвами (после сна, перед и после пищи, перед началом и по завершению каждого дела, перед сном и уже в постели, на сон грядущий), то здесь молимся просто, как есть, и платок одевать не обязательно.


[Из книги "Вкус благодати" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий