Ответы священнослужителя
АЗБУКА ВЕРЫ
Вопрос: “Люди разных конфессий верят в разные догматы. Это, безусловно, разъединяет их, но это и позволяет каждому четче понять основные положения и принципы своей веры.
Для одних догматы – дорожные указатели на пути к Богу. Для других – идолы. Наконец, третьи выдергивают догматы-указатели и начинают лупить ими по голове всех прочих: ах ты, такой-растакой еретик!..
Что думаете?..”
Ответ: Догмат (на греческом – “мысль”, “учение”, “определение истины”) является азбукой веры. Трудно научиться читать, не выучив прежде букв и слогов. Но беда, если человек выучил буквицу, а читать, видеть за буквами скрытый, отвлечённый смысл так и не научился. По этому поводу прекрасно высказался отец Церкви святой Кирилл Иерусалимский. Он говорит, что есть две ступени веры: “вера догматическая, соглашение души” (То есть соглашение разума и воли вновь обращённого с конкретными определениями истины Церкви), она от человека. Но это лишь средство, дабы стяжать иную веру, “дар благодати, подаваемый Христом”. Эта вера выше человеческой меры, она озаряет душу и даёт ей созерцание Бога и предвкушение мздовоздаяния.
Помните о жене Лотовой… – предупреждает нас Христос. – Она остановилась на пути выхода из Содома, и превратилась в “столп соляной!” Не останавливайтесь на пути богопознания: не “консервируйтесь”, не превращайтесь в соляные колонны (соль тут – консервант, символ духовной стагнации, остановки в развитии). Или не видите, что на предложение Петра (вспомним гору Преображения) выстроить догматические шатры для Закона (Моисея), Пророков (Илии) и Новозаветного Учения (собственно, для Христа) Господь даже не ответил?! Или не видите, что для того, чтобы исцелить парализованную, мертвую веру нашу (исцеление расслабленного) необходимо разобрать “кровлю”, взломать “крышу” этого “шатра”, отделяющую нас от Бога? Ибо ни через “двери” (официальным путём слепого исполнения традиций и обрядов номинальной церкви, что и есть обрядоверие), ни через “окна” (окна догматического видения, мировоззрения различных религиозных деноминаций, мёртвая буква теории, собственно догматизм) невозможно прийти к Иисусу, а значит к спасению (Иисус – “Яхве спасает”). Или забыли, что “буква убивает, а Дух животворит”?
“О, если бы вы знали, что это значит: Милости хочу, а не жертвы!”, – взывал Господь к фарисеям ветхозаветной церкви. “О, если б вы знали!..”, – взывает Он и к фарисеям от религии сегодняшнего дня. Тогда бы вы поняли, что истина не в форме, но в сути, не в букве, но в духе. И суть эта предельно проста. Она в одном слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого первым делом – СМИРИСЬ, – то есть прими ближнего своего (смирение перед ближним) и обстоятельства жизни своей (перед Богом – все принимать, как из руки Божией) такими, каковы они есть: без страха и тревоги, без гнева и раздражения, без гордости и обиды. С миром! Отрекись себя, и иди этим “суровым и ясным путём веры”, поднимайся этой “лествицей смирения” на высоту совершенной любви – высоту истинного боговедения, богосозерцания, на высоту обожения.
“Не следует привязываться к старым формам: борьба за формы бесплодна, смешна… Форма как внешность всегда случайность, а случайность проходит, одна лишь истина пребывает вовеки… Истина же есть Христос (смирение – вот духовное учение Христово! “Научитесь от Меня…”): оденьтесь во Христа, и вы окажетесь в наилучшей, наидавнейшей и, вместе с тем, в наисовременнейшей одежде” (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Догмат – указатель на пути. Догматизм – идол и тупик…
[Из книги "Вкус благодати" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
АЗБУКА ВЕРЫ
Вопрос: “Люди разных конфессий верят в разные догматы. Это, безусловно, разъединяет их, но это и позволяет каждому четче понять основные положения и принципы своей веры.
Для одних догматы – дорожные указатели на пути к Богу. Для других – идолы. Наконец, третьи выдергивают догматы-указатели и начинают лупить ими по голове всех прочих: ах ты, такой-растакой еретик!..
Что думаете?..”
Ответ: Догмат (на греческом – “мысль”, “учение”, “определение истины”) является азбукой веры. Трудно научиться читать, не выучив прежде букв и слогов. Но беда, если человек выучил буквицу, а читать, видеть за буквами скрытый, отвлечённый смысл так и не научился. По этому поводу прекрасно высказался отец Церкви святой Кирилл Иерусалимский. Он говорит, что есть две ступени веры: “вера догматическая, соглашение души” (То есть соглашение разума и воли вновь обращённого с конкретными определениями истины Церкви), она от человека. Но это лишь средство, дабы стяжать иную веру, “дар благодати, подаваемый Христом”. Эта вера выше человеческой меры, она озаряет душу и даёт ей созерцание Бога и предвкушение мздовоздаяния.
Помните о жене Лотовой… – предупреждает нас Христос. – Она остановилась на пути выхода из Содома, и превратилась в “столп соляной!” Не останавливайтесь на пути богопознания: не “консервируйтесь”, не превращайтесь в соляные колонны (соль тут – консервант, символ духовной стагнации, остановки в развитии). Или не видите, что на предложение Петра (вспомним гору Преображения) выстроить догматические шатры для Закона (Моисея), Пророков (Илии) и Новозаветного Учения (собственно, для Христа) Господь даже не ответил?! Или не видите, что для того, чтобы исцелить парализованную, мертвую веру нашу (исцеление расслабленного) необходимо разобрать “кровлю”, взломать “крышу” этого “шатра”, отделяющую нас от Бога? Ибо ни через “двери” (официальным путём слепого исполнения традиций и обрядов номинальной церкви, что и есть обрядоверие), ни через “окна” (окна догматического видения, мировоззрения различных религиозных деноминаций, мёртвая буква теории, собственно догматизм) невозможно прийти к Иисусу, а значит к спасению (Иисус – “Яхве спасает”). Или забыли, что “буква убивает, а Дух животворит”?
“О, если бы вы знали, что это значит: Милости хочу, а не жертвы!”, – взывал Господь к фарисеям ветхозаветной церкви. “О, если б вы знали!..”, – взывает Он и к фарисеям от религии сегодняшнего дня. Тогда бы вы поняли, что истина не в форме, но в сути, не в букве, но в духе. И суть эта предельно проста. Она в одном слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого первым делом – СМИРИСЬ, – то есть прими ближнего своего (смирение перед ближним) и обстоятельства жизни своей (перед Богом – все принимать, как из руки Божией) такими, каковы они есть: без страха и тревоги, без гнева и раздражения, без гордости и обиды. С миром! Отрекись себя, и иди этим “суровым и ясным путём веры”, поднимайся этой “лествицей смирения” на высоту совершенной любви – высоту истинного боговедения, богосозерцания, на высоту обожения.
“Не следует привязываться к старым формам: борьба за формы бесплодна, смешна… Форма как внешность всегда случайность, а случайность проходит, одна лишь истина пребывает вовеки… Истина же есть Христос (смирение – вот духовное учение Христово! “Научитесь от Меня…”): оденьтесь во Христа, и вы окажетесь в наилучшей, наидавнейшей и, вместе с тем, в наисовременнейшей одежде” (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Догмат – указатель на пути. Догматизм – идол и тупик…
[Из книги "Вкус благодати" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий