Постоянные читатели

воскресенье, 27 сентября 2020 г.

Литургия верных (продолжение)

 Епископ Олег (Ведмеденко)

ОБЪЯСНЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

(Статья издана на украинском языке; на русском языке – подстрочный перевод, не редактировано.)

От автора: В основу написания цикла статей под общим названием “Объяснение церковных богослужений” положена высокая идея преодоления искусственного барьера между алтарем и храмом, амвоном и церковью, клиросом и людьми.
Из данных публикаций вы узнаете, что означают те или иные действа литургии и всенощного бдения; поймете порядок церковной службы, а также закрытый для непосвящённых духовно-мистический их смысл.
Из постороннего зрителя вы превратитесь в непосредственного участника общего дела молитвенного богослужения – постигнете духовную радость церковного единения, ощутите святое дыхание живой христианской семьи...

ЛИТУРГИЯ

3. Литургия верных (продолжение)

Символ веры был написан Евсевием Кесарийским и принят в 325 году на Первом Вселенском Соборе, а в 381 году он был дополнен на Втором Вселенском Соборе. Он есть единым и неизменным Символом исповедования веры для всех православных христиан.

Открытие завесы Царских врат во время пения указывает верующим на то, что лишь чрез веру раскрываются тайны Божьи.

После пения Символа веры начинается важнейшая часть Литургии – Канон Евхаристии (по-гречески – “анафора”, то есть возношение). Это чин молитв, которые читают и поют во время таинства Евхаристии. Евхаристия (на греческом языке – благодарение) является одним из важнейших таинств Церкви, Вечерей Господней, на которой освящаются хлеб и вино, и мистически (таинственно) пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Принимая Тело и Кровь Господни в таинстве Причастия, верные соединяются с Самим Иисусом Христом.

Читает анафору священник, которому отвечают хор и верные. После слов дьякона “Станем добре, станем со страхом! Будем внимательны, чтобы в спокойствии святую жертву приносить...” священник, как это было на молитвенных вечерях библейских времен, обращается ко всем присутствующим:
–    Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа – да будет со всеми вами.
–    И с твоим духом.
–    К Небу устремим сердца.
–    Преподнесли ко Господу.
–    Благодарим Господа!

Вот она – Евхаристия, Благодарение... Благодарим любовь Отца, Который через смирение Единородного Своего Сына – Духом Своим Святым спасает нас, немощных, от проклятия греха! Хор со всеми людьми поет “Достойно и праведно есть поклоняться Отцу, и Сыну, и Святому Духу – Троице Единосущной и Нераздельной”.

В это время священник в алтаре читает благодарственную молитву, в которой прославляется Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого. Вслух возглашаются последние слова молитвы:

“Песню победы поют, возглашают, восклицают и глаголют...” И хор отвечает ангельским гимном, взятым из книги пророка Исаии, 6 глава:

“Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Саваоф – Господь воинств, воюющий), – полно Небо и земля славы Твоей.

Осанна (“осанна” – спасение) в Вышних (в духовном Небе Божьей благодати). Благословен, кто идет во Имя Господне (кто ищет в сердце своём благостные двери покаяния, смирения и любви – двери Царства Божьего!). Осанна в Вышних!”

Священник в алтаре продолжает молитву, в которой припоминает, как Господь взял хлеб в святые Свои, и пречистые, и пренепорочные руки, и, поблагодарив, благословив, освятив, разломивши, дал святым Своим ученикам и апостолам, и сказал:

“Примите, едите, – сие есть Тело Мое, за вас ломаемое во оставление грехов” (Последние слова он возглашает громко).

Люди отвечают: “Аминь”.

Священник продолжает: “Так же и чашу после Вечери: «Пейте из нее все – сия есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во отпущение грехов»”.

Люди: “Аминь”.

Дьякон поднимает чашу и дискос высоко над престолом, и священник возглашает: “Твое – от Твоих – Тебе приносим за всех и за вся!” (“Твое...” – Твое Слово, Твое учение; “от Твоих...” – посеянное в сердцах верных Твоих; “Тебе приносим...” – стало драгоценным в глазах Творца приношением: верой нашей, с духовными плодами ее – искренними плодами покаяния, смирения и любви).

Хор поет евхаристический гимн: “Тебя в песнях славим, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш”.

Воздев руки горе, священник молится за сошествие Духа на Церковь и на священную ее Трапезу. Он крестообразно осеняет дискос со словами: “И сотвори хлеб сей Честным (“честным” – то есть драгоценным) Телом Христа Твоего”. Также благословляет чашу: “А то, что в чаше сей – Честной Кровью Христа Твоего”. После каждого благословения дьякон восклицает: “Аминь”. Священник, благословляя дискос и чашу вместе, возглашает: “Превратив Духом Твоим Святым” – “Аминь, аминь, аминь...”

Таинство свершилось. На престоле уже не просто хлеб и вино, а освященные до высшей степени освящения – пресуществления – Тело и Кровь Христовы.

И в сердцах верных также происходит метаморфоза освящения, И ЭТО – САМОЕ ГЛАВНОЕ, В ЭТОМ – ЦЕЛЬ ЛИТУРГИИ!

Мы приносим Богу умилостивительную жертву за грехи наши – жертву молитвы веры: молитву покаяния, самоотречения и смирения. И Милостивый Господь принимает ее в святой, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник как благоухания духовные. И подает нам благодать Всесвятого Своего Духа – Небесную благодать утешения и благословения; благодать очищения и освящения; благодать духовного усовершенствования...

И слезы скорби и покаяния превращаются в слезы умиления и любви...

И ты знаешь, и ты ощущаешь, как Господь изменяет тебя, и как изменяет обстоятельства твоей жизни...

И так чисто, так светло, так легко, так мирно и радостно становится на душе...

И безграничная признательность охватывает тебя...

И жертва за грехи становится жертвой хвалы...

И изливается из сердца высокая песнь благодарности...


[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий