Постоянные читатели

воскресенье, 20 сентября 2020 г.

Литургия верных

 Епископ Олег (Ведмеденко)

ОБЪЯСНЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

(Статья издана на украинском языке; на русском языке – подстрочный перевод, не редактировано.)

От автора: В основу написания цикла статей под общим названием “Объяснение церковных богослужений” положена высокая идея преодоления искусственного барьера между алтарем и храмом, амвоном и церковью, клиросом и людьми.
Из данных публикаций вы узнаете, что означают те или иные действа литургии и всенощного бдения; поймете порядок церковной службы, а также закрытый для непосвящённых духовно-мистический их смысл.
Из постороннего зрителя вы превратитесь в непосредственного участника общего дела молитвенного богослужения – постигнете духовную радость церковного единения, ощутите святое дыхание живой христианской семьи...

ЛИТУРГИЯ

3. Литургия верных

Почему последняя часть Литургии имеет название Литургии верных? Потому что к слушанию ее допускаются только верные.

По окончании литургии оглашенных, после слов дьякона: “Оглашенные, выйдите, чтоб никто из оглашенных не остался, только верные!”, – оглашенные, и те, которые раскаиваются (несут соответствующую епитимью), должны выйти из храма как неготовые к тому, чтобы быть присутствующими во время свершения таинства Святого Причастия.

Открываются Царские врата, и хор поет Херувимскую песню:

“Мы, которые Херувимов таинственно собою представляем, и Животворящей Троице Трисвятую песнь воспеваем, – оставим ныне всякие житейские заботы. Поднимем же мы Царя всех, Которого во славе несут ангельские чины невидимо. Алилуя”.

Херувимы – это ангелы ведения (знания), – олицетворения созданных Господом Сил Небесных, один из высших чинов духовной иерархии невидимого мира. В ветхозаветные времена символом того, что Бог близок людям, и всегда присутствует в Церкви; что Он сопровождает народ Свой в его странствованиях в поиске внутреннего усовершенствования; что подает нам необходимые средства на пути спасения нашего – слово, веру и благодать Свою, – был священный Ковчег Завета, украшенный фигурами крылатых существ, херувимов. Об этой близости Бога к верным Его напоминали и исполинские статуи херувимов в Иерусалимском храме. Пророк Иезекииль видел в видении своем Небесный Ковчег, который несли херувимы. Эти библейские образы оживают в новозаветной Литургии. Как когда-то херувимы двигали колесницу Божью, так и ныне Церковь, поднимая на престол хлеб и вино Евхаристии (практику – “хлеб”, и теорию – “вино” спасения), – исповедует присутствие Христа на путях своего исторического странствования. Таким образом, мы уподобляем себя ангелам Божьим, и воспеваем Пресвятую Троицу так, как воспевают ее ангелы Небесные, которые знают Истину, и идут путем ее – ПУТЕМ СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ.

Под пение Херувимской священнослужители переносят потир (чашу) и дискос с Предложенным (Святыми Дарами) на престол, громко поминая при этом в молитве святейшего патриарха, правящего епископа (митрополита), весь священнический, диаконский чин и причет церковный, державу нашу, почетных и во веки незабываемых основателей и благодетелей святого храма сего, всех присутствующих молящихся и всех христиан. После Херувимской Царские врата закрывается.

Эта часть Литургии верных (перенесение Святых Даров) называется еще Большим (Великим) входом, и означает также путь Спасителя на страдания и смерть, самую смерть и погребение. Когда мы поем: “Поднимем же мы Царя всех...”, то это означает, что мы правдиво отдаем Ему честь и славу – смиряемся, возносим Христа в сердце своём, прославляем Его не устами лишь, но и всем нашей жизнью.

Во время Большого входа в образе даров хлеба и вина – символе Христовой жертвы, а вместе с Ним и нашей духовной жертвы покаяния, самоотречения и смирения, – Его поднимают священник и дьякон, которые изображают здесь Иосифа и Никодима, снявших тело Христово с креста и положивших его во гроб. Воздух (парчовый плат) на плече дьякона и покровцы на дискосе (блюде) и чаше символизируют погребальные пелены. Кадильница, которую дьякон держит в руках, – эмблема ароматов, принесённых Никодимом на погребение Господа. Снятие дискоса с головы дьякона изображает снятие тела Христова с креста, а положение его на престол – положение во гроб. Закрытие и занавешивание катапетасмой Царских врат означает закрытие гроба Спасителя и поставленную здесь стражу.

После этого звучит ектенья: “Дополним молитву нашу Господу...”, которая начинается просьбой о том, чтобы принесенные нами искренние дары покаяния и смирения нашего были приняты Господом, и освящены нисхождением на нас благодати Его, по слову псалмопевца Давида: “Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже...” (Псалом 50(51), 19 стих). По окончании ее дьякон возглашает: “Двери, двери! В премудрости будьте внимательны!” Царские врата открываются...

Словами “Двери, двери!” в давность предписывалось привратникам затворять двери храма и смотреть, чтобы никто из недостойных быть присутствующим при свершении Таинства (некрещеные, отлученные от святого причастия), не входили в храм. Также и чтобы присутствующие не выходили в эти важные минуты Литургии. Сегодня же сии слова, напоминая об их давнем буквальном содержании, раскрывают и духовное, – предупреждают молящихся от рассеянности и невнимательности, чтобы не входили в двери душ наших посторонние мысли и желания.

Все присутствующие, в едином порыве, вдохновенные торжественностью момента братского церковного единения, с любовью к Господу и друг к другу, единомысленно исповедуют Отца, и Сына, и Святого Духа – Троицу Единосущную и Нераздельную. Звучит Символ веры:

“Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя – Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков.
Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного – рожденного, несотворенного, единосущного с Отцом, чрез Которого все произошло.
Он для нас, людей, и для нашего спасения с Неба сошел, и тело принял от Духа Святого и Марии Девы, и сделался человеком.
И распятый был за нас при Понтийском Пилате, и страдал, и был похоронен.
И воскрес в третий день, как было написано.
И вознесся на Небо, и сидит одесную (справа от) Отца.
И снова придет во славе судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и с Сыном равнопоклоняемого и равнославимого, говорившего через пророков.
В Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Признаю одно крещение на отпущение грехов.
Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века.
Аминь”.

 (Далее будет)


[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий