Постоянные читатели

воскресенье, 13 сентября 2020 г.

Литургия оглашенных

 Епископ Олег (Ведмеденко)

ОБЪЯСНЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

(Статья издана на украинском языке; на русском языке – подстрочный перевод, не редактировано.)

От автора: В основу написания цикла статей под общим названием “Объяснение церковных богослужений” положена высокая идея преодоления искусственного барьера между алтарем и храмом, амвоном и церковью, клиросом и людьми.
Из данных публикаций вы узнаете, что означают те или иные действа литургии и всенощного бдения; поймете порядок церковной службы, а также закрытый для непосвящённых духовно-мистический их смысл.
Из постороннего зрителя вы превратитесь в непосредственного участника общего дела молитвенного богослужения – постигнете духовную радость церковного единения, ощутите святое дыхание живой христианской семьи...

ЛИТУРГИЯ

2. Литургия оглашенных

Оглашенные – это те верующие, которые только еще готовятся к обряду крещения, некрещеные. В давние времена такие новообращённые, только ставшие на путь катехизации, оглашения (“катехизация” – от греческого : оглашение, устное поучение – изложение основ христианского вероучения), приступили к ознакомлению с основами веры, с азами Божественного Учения, – допускались лишь на вступительную часть Литургии. Отсюда и название: Литургия оглашенных.

Литургия оглашенных начинается возгласом дьякона: “Благослови, Владыко!..” Священник берет Святое Евангелие, творит им знак креста, и возглашает: “Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и вовеки веков”. Хор и все люди, как бы подтверждая это благословение, поют – “Аминь”, что значит “действительно так, так есть, да будет так”. И звучит большая, или же мирная ектенья (“ектенья” по-гречески – старательное моление): “Миром Господу помолимся...” В ней дьякон, подняв руку свою с орарем – длинной широкой лентой, знаменующей собою Благодать, которую он получил в Таинстве священства, а также ангельские крылья для служения Богу (орарь носится дьяконом на левом плече, поверх стихаря – длинного, без разреза спереди и сзади парчовой одежды с отверстием для головы и широкими рукавами, символом чистоты души, которую должны сохранять лица священного сана), – призывает верных к молитве за мир с Неба и спасение душ наших, за мир всего мира, за доброе состояние святых Божьих церквей и за соединение всех; за святой храм сей и тех, кто с верой, набожностью и страхом Божьим входит в него; за святейшего патриарха, за владыку нашего правящего епископа, честное пресвитерство (священство), во Христе диаконство, за весь причет и людей; за Боголюбивую и Богом хранимую страну нашу; за город (село) наше, и за всякий город, село и страну, и за тех, кто по вере живёт в них; за благорастворение воздухов (хорошую, благоприятную погоду), за урожай плодов земных и за времена спокойные; за путешествующих по воде, на земле и в воздухе; за болящих, изнеможенных и порабощенных, и за спасение их... Заканчивается ектенья призывом-обетом отдать всю жизнь свою на служение Христу-Богу.

После этого поются антифоны. Это благодарственные псалмы, которые исполняются на два хора, то есть антифонно (“антифон” – на греческом языке : звучащий в ответ, противогласие). Антифоны ведут свое начало из Иерусалимского храма, и введены в нашей Церкви святым Амвросием Медиоланским в IV веке.

Первый антифон – “Благослови, душе моя, Господа…”(Псалом 102 (103)). Второй – псалом 145 (146) “Хвали, душе моя, Господа…” И третий антифон – Заповеди блаженств (“блаженство” – по-русски счастье), которые дал нам Господь наш Иисус Христос в проповеди на горе (см. Матвея, 5 глава, 3-12 стихи). Он начинается словами-молитвой разбойника, который покаялся: “Во царствии Твоём помяни нас, Господи...”

После первого и второго антифонов дьякон на солее (алтарном возвышении перед иконостасом) возглашает малые ектеньи: “Паки и паки (еще и еще) в мире Господу помолимся...”

Третьему антифону предстоит гимн “Единородный Сыне и Слово Божье...” Этот гимн был составлен в VI столетии в период последних Вселенских Соборов, утвердивших тайну двуединой природы Христа как Богочеловека.

Когда поется третий антифон – открываются Царские врата, и происходит вход с Евангелием, который называется также малым входом. В давность этому моменту отвечало внесение Евангелия в алтарь. Но в последние века оно постоянно находится в алтаре на престоле, посему сам обряд входа, символизирующий начало миссионерской деятельности Господа Иисуса Христа, выход Его на проповедь, – осуществляется несколько иначе. Евангелие выносят через северные боковые (так называемые “дьяконские”) двери иконостаса. Горящая свеча, которую несут пред ним, означает свет евангельского учения, просвещающего всякого человека, а также Предтечу Иоанна Крестителя, который предшествовал Христу и приготавливал людей к принятию Его; Евангелие же – Самого Христа... Дьякон, став лицом к Востоку, и высоко подняв Святую Книгу, возглашает: “Премудрость! Прости (станем просто)!” (что означает: вот Премудрость Божья – прямой, нелукавый, простой путь спасения, Учение Христово – УЧЕНИЕ СМИРЕНИЯ И ЛЮБОВИ!). После того он торжественно входит в алтарь чрез Царские двери (врата).

В давние времена на богослужебных собраниях было принято сидеть, и возглас дьякона “станьте просто” вместе с духовной нагрузкой имел и буквально-практическое содержание. Он призывал присутствующих подняться и приготовиться к слушанию премудрости Слова Божьего. После возложения Евангелия на престол поются тропари (торжественные песнопения) храма и праздника.

Вслед за тем начинается чтение Библейских текстов. Сначала из Апостола – той части Библии, в которой содержатся Деяния и Послания святых апостолов. Затем – фрагмент из евангельских текстов (из Евангелия от Матфея, Марка, Луки или Иоанна Богослова). Перед чтением Апостола звучит прокимен – короткий подготовительный стих (обычно из Псалтыря – Библейской Книги Псалмов), призванный подготовить верных, настроить их на внимательное слушание отрывков из Святого Письма.

Украинская Церковь переняла греческий обычай читать Святое Евангелие лицом к народу. Когда же оно читается посреди церкви – то лицом к алтарю, так как тогда народ окружает священника.

Довершается Литургия оглашенных тройной ектеньёй, которая имеет также название “сугубая”, то есть усиленная, или заздравная, и начинается словами: “Промолвим все от всей души, и от всего разумения нашего, промолвим!..” После слов “Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей...” миряне отвечают на каждое моление трехразовым “Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!” Поэтому и сама ектенья называется тройной. Если есть поминание усопших, то звучит заупокойная ектенья, и заканчивается Литургия оглашенных молитвой за оглашенных. В это время все присутствующие в храме молятся за тех, для кого еще только начался поворот к вере.

После ектеньи за оглашенных звучит призыв к ним оставить храм. Открытая для всех часть Литургии завершается. Далее – Литургия верных...


[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий