Епископ Олег (Ведмеденко)
Страдания спасут мир…
Почему человек страдает? Почему Господь допускает нам это испытание? Зачем творение Божие карается, “вздыхает и мучится доныне”? (Послание апостола Павла к Римлянам, 8 глава, 22 стих). Этой темы я уже касался в своей статье “Почему мы болеем, и как стать здоровым” (см. http://www.vedmedenko.org/statti.php?num=106 ) Тут же намерен несколько расширить и дополнить сказанное.
Широко известна сентенция, высказанная еще Федором Достоевским: “Красота спасет мир”. Думаю, более актуальной ныне является иная, Булата Окуджавы: “Страдания спасут мир”. Да, именно страдания... Почему? Потому что страдания ведут нас, самолюбивых и непослушных, к смирению; а смирение – это единственный путь спасения. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать... (см. Иакова, 4.6 и Первое Петра, 5.5)
Существует три пути, три начала поиска высшего – это опыт, красота и страдание. Почему три? Подобно природе человеческой. Как человек, по сути своей, триедин (человек есть дух, имеющий душу – разум, волю, эмоции, и живущий в теле), так и путь пробуждения его – также триединый. Это путь духовный, душевный и телесный. И хотя эти три – в одно, но определяющим становится, все же, один из них. Подобно тому, как человек по натуре своей бывает или духовной, или душевной, или плотский, так же и путь. “И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое...” (1-е к Коринфянам, 15.37) Поэтому, хотя для каждого из нас открыты все три способа, однако ведущим – путем исхода, путем пробуждения духовного, – становится какой-то один. Каждому “семени” – свое сеяние...
Наивысшим, наиболее быстрым и простым путем внутреннего пробуждения является путь опыта, путь духовный. Это поиск внутреннего света через духовный опыт – как свой, личный (духовное озарение, духовное чувство, чистая молитва), так и сторонний (Святое Писание и Священное Предание, как практический опыт Церкви). Это ясный и открытый путь веры. Путь истинной религии. В точном смысле слова религия и есть – восстановление духовной связи с Богом (на латыни “ре” – восстанавливаю, и “лига” – связь). В этом ее суть. Истинная религия это коллективный (церковь) и индивидуальный духовный опыт веры, мистический опыт божественной реальности. Опыт же дает силу.
Красота – второй путь поиска внутреннего мира, путь душевный. Чтение художественных и не только, но обязательно “для души” – красивых, сеющих “разумное, доброе, вечное”, книг. Общение с душевными, исполненными внутренней красоты людьми. Знакомство с высоким, чистым искусством театра, кино. Откровенная красота музыки, живописи и т.п. Особое место здесь занимает общение с природой. Ничто так не способствует раскрытию сердца и внутренней молитве, как созерцание глубины звездного неба, или радуги после грозы. Вспомним кантовское: “Две вещи в этом мире поражают меня. Это звездное небо над головой, и духовный закон внутри меня...”
К сожалению, обычно мы минуем первые два способа. Тогда остается третий, наиболее трудный и болезненный. Это путь страдания. Путь познания добра через зло...
Божественный закон – закон духовного совершенствования – должен реализоваться вопреки всему. На то он и Закон. Бог поругаем не бывает. “Ибо так говорит Господь: вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз и загоню их в тесное место, чтобы схватили их...” (Иеремии, 10.18) Страдание – это путь боли. Путь наименее желаемый, однако, как это ни парадоксально, именно он избирается нами чаще всего. Своей гордыней мы приводим как раз к такому развитию событий. “Господь любит людей, но посылает скорби для того, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа. А с Духом Святым – все хорошо, все радостно, все прекрасно...” – свидетельствует святой Силуан Афонский.
Смирение – единственный истинный путь спасения. Путь очищения, совершенствования, одухотворения твари. Но смиренны ли мы в нашей жизни? А может, как тревога – тогда к Богу?.. К сожалению, именно так в большинстве случаев и бывает. Именно тогда, когда мы страдаем – в основном и становимся уже тихими, незлыми, смиренными. Как укололо где-то внутри – тут же: “Ой, Боже!..” Вот, хорошо, уже и о Боге вспомнили... Еще раз кольнуло, уже сильнее, – и: “Господи, за что?..” Хороший вопрос. Начало мудрости – страх Господень... В больнице, как известно, крутых норовом не бывает – умягчаются жестокосердые (впрочем, опять же, в зависимости от серьезности болезни). Все тихо, мирно выстраиваются возле ординаторской со своими шприцами и ампулами в руках, или же молча направляются на обследование... Находится время и на размышления о смысле жизни, и на молитву. Да и мысли о смерти возвращают все с головы на ноги, помогают правильно определить жизненные приоритеты. Так останавливаемся на путях своих. Так делаемся смиренными... “Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем!..” (Иеремии, 6.16)
Сказанное выше освещает лишь один аспект, одну из причин наших страданий. В действительности же их много, и не Господь является их виновником. Бог, как читаем, “жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал” (Евангелие от Матфея, 25.26). Сеет и рассыпает страдания “князь мира сего” и “бог века сего”, сатана, – вселенский дух злобы поднебесной сферы, на деле же – плотский наш ум. Он живет и действует в нас, гений гордости, лености и лукавства. Ныне он правит бал в сердцах жителей земли, от него и все обиды и проблемы, беды и соблазны мира. И лекарство здесь одно – просветление сердца благодатью, по вере смиренной даваемой. А первый шаг к ней – открытое покаяние.
Начало любви – сострадание. Начало сострадания – смирение. Начало смирения – самоотречение. Начало самоотречения – покаяние. Начало покаяния – чувство собственного несовершенства (греховности, неправильности, нечистоты), и искренний поиск спасения...
Вот четыре случая, когда Бог допускает нам страдания:
1. Грешнику, чтоб обратить его к праведности.
2. Праведнику, когда тот уклоняется с пути, чтобы вернуть его назад.
3. Праведнику для совершенствования, ибо “сила Божия совершается в немощи” (Второе к Коринфянам, 12.9).
4. Святому праведнику, дабы посрамить сатану (пример праведного Иова). Впрочем, последний вариант – не для большинства из нас...
Напоследок отвечу еще на один вопрос: почему страдают дети и душевнобольные (о страданиях бессловесных я уже говорил в минувшей своей статье).
Бог любит грешника, но не оставляет его без наказания. Грехи отцов падают на детей до третьего-четвертого рода, ненавидящих Его; благословение же – до тысячи родов любящих Его и соблюдающих заповеди Его (см. Исход, 20.5,6). Это духовный закон, вечный и неизменный, как неизменен и Сам Законодатель. Дети рождаются безгрешными, но страдают за грехи родителей своих, также и для совершенствования. Ведь им тоже свойственно смиряться...
Как известно, дети алкоголика рождаются безгрешными, но несут на себе печать – наследственную ущербность, грехи отцов. И именно это обстоятельство очень часто является единственным смиряющим аргументом для спасения нераскаянного грешника. Бывает человек – будущий отец или мать – и вовсе не радеет о себе, но ради будущего своих детей, все же оставляет беззаконие...
То же касается и людей психически неполноценных. По слову Феофана Затворника: “Идиоты! – так они же только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет. Может случиться, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов...”
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Страдания спасут мир…
Почему человек страдает? Почему Господь допускает нам это испытание? Зачем творение Божие карается, “вздыхает и мучится доныне”? (Послание апостола Павла к Римлянам, 8 глава, 22 стих). Этой темы я уже касался в своей статье “Почему мы болеем, и как стать здоровым” (см. http://www.vedmedenko.org/statti.php?num=106 ) Тут же намерен несколько расширить и дополнить сказанное.
Широко известна сентенция, высказанная еще Федором Достоевским: “Красота спасет мир”. Думаю, более актуальной ныне является иная, Булата Окуджавы: “Страдания спасут мир”. Да, именно страдания... Почему? Потому что страдания ведут нас, самолюбивых и непослушных, к смирению; а смирение – это единственный путь спасения. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать... (см. Иакова, 4.6 и Первое Петра, 5.5)
Существует три пути, три начала поиска высшего – это опыт, красота и страдание. Почему три? Подобно природе человеческой. Как человек, по сути своей, триедин (человек есть дух, имеющий душу – разум, волю, эмоции, и живущий в теле), так и путь пробуждения его – также триединый. Это путь духовный, душевный и телесный. И хотя эти три – в одно, но определяющим становится, все же, один из них. Подобно тому, как человек по натуре своей бывает или духовной, или душевной, или плотский, так же и путь. “И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое...” (1-е к Коринфянам, 15.37) Поэтому, хотя для каждого из нас открыты все три способа, однако ведущим – путем исхода, путем пробуждения духовного, – становится какой-то один. Каждому “семени” – свое сеяние...
Наивысшим, наиболее быстрым и простым путем внутреннего пробуждения является путь опыта, путь духовный. Это поиск внутреннего света через духовный опыт – как свой, личный (духовное озарение, духовное чувство, чистая молитва), так и сторонний (Святое Писание и Священное Предание, как практический опыт Церкви). Это ясный и открытый путь веры. Путь истинной религии. В точном смысле слова религия и есть – восстановление духовной связи с Богом (на латыни “ре” – восстанавливаю, и “лига” – связь). В этом ее суть. Истинная религия это коллективный (церковь) и индивидуальный духовный опыт веры, мистический опыт божественной реальности. Опыт же дает силу.
Красота – второй путь поиска внутреннего мира, путь душевный. Чтение художественных и не только, но обязательно “для души” – красивых, сеющих “разумное, доброе, вечное”, книг. Общение с душевными, исполненными внутренней красоты людьми. Знакомство с высоким, чистым искусством театра, кино. Откровенная красота музыки, живописи и т.п. Особое место здесь занимает общение с природой. Ничто так не способствует раскрытию сердца и внутренней молитве, как созерцание глубины звездного неба, или радуги после грозы. Вспомним кантовское: “Две вещи в этом мире поражают меня. Это звездное небо над головой, и духовный закон внутри меня...”
К сожалению, обычно мы минуем первые два способа. Тогда остается третий, наиболее трудный и болезненный. Это путь страдания. Путь познания добра через зло...
Божественный закон – закон духовного совершенствования – должен реализоваться вопреки всему. На то он и Закон. Бог поругаем не бывает. “Ибо так говорит Господь: вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз и загоню их в тесное место, чтобы схватили их...” (Иеремии, 10.18) Страдание – это путь боли. Путь наименее желаемый, однако, как это ни парадоксально, именно он избирается нами чаще всего. Своей гордыней мы приводим как раз к такому развитию событий. “Господь любит людей, но посылает скорби для того, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа. А с Духом Святым – все хорошо, все радостно, все прекрасно...” – свидетельствует святой Силуан Афонский.
Смирение – единственный истинный путь спасения. Путь очищения, совершенствования, одухотворения твари. Но смиренны ли мы в нашей жизни? А может, как тревога – тогда к Богу?.. К сожалению, именно так в большинстве случаев и бывает. Именно тогда, когда мы страдаем – в основном и становимся уже тихими, незлыми, смиренными. Как укололо где-то внутри – тут же: “Ой, Боже!..” Вот, хорошо, уже и о Боге вспомнили... Еще раз кольнуло, уже сильнее, – и: “Господи, за что?..” Хороший вопрос. Начало мудрости – страх Господень... В больнице, как известно, крутых норовом не бывает – умягчаются жестокосердые (впрочем, опять же, в зависимости от серьезности болезни). Все тихо, мирно выстраиваются возле ординаторской со своими шприцами и ампулами в руках, или же молча направляются на обследование... Находится время и на размышления о смысле жизни, и на молитву. Да и мысли о смерти возвращают все с головы на ноги, помогают правильно определить жизненные приоритеты. Так останавливаемся на путях своих. Так делаемся смиренными... “Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем!..” (Иеремии, 6.16)
Сказанное выше освещает лишь один аспект, одну из причин наших страданий. В действительности же их много, и не Господь является их виновником. Бог, как читаем, “жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал” (Евангелие от Матфея, 25.26). Сеет и рассыпает страдания “князь мира сего” и “бог века сего”, сатана, – вселенский дух злобы поднебесной сферы, на деле же – плотский наш ум. Он живет и действует в нас, гений гордости, лености и лукавства. Ныне он правит бал в сердцах жителей земли, от него и все обиды и проблемы, беды и соблазны мира. И лекарство здесь одно – просветление сердца благодатью, по вере смиренной даваемой. А первый шаг к ней – открытое покаяние.
Начало любви – сострадание. Начало сострадания – смирение. Начало смирения – самоотречение. Начало самоотречения – покаяние. Начало покаяния – чувство собственного несовершенства (греховности, неправильности, нечистоты), и искренний поиск спасения...
Вот четыре случая, когда Бог допускает нам страдания:
1. Грешнику, чтоб обратить его к праведности.
2. Праведнику, когда тот уклоняется с пути, чтобы вернуть его назад.
3. Праведнику для совершенствования, ибо “сила Божия совершается в немощи” (Второе к Коринфянам, 12.9).
4. Святому праведнику, дабы посрамить сатану (пример праведного Иова). Впрочем, последний вариант – не для большинства из нас...
Напоследок отвечу еще на один вопрос: почему страдают дети и душевнобольные (о страданиях бессловесных я уже говорил в минувшей своей статье).
Бог любит грешника, но не оставляет его без наказания. Грехи отцов падают на детей до третьего-четвертого рода, ненавидящих Его; благословение же – до тысячи родов любящих Его и соблюдающих заповеди Его (см. Исход, 20.5,6). Это духовный закон, вечный и неизменный, как неизменен и Сам Законодатель. Дети рождаются безгрешными, но страдают за грехи родителей своих, также и для совершенствования. Ведь им тоже свойственно смиряться...
Как известно, дети алкоголика рождаются безгрешными, но несут на себе печать – наследственную ущербность, грехи отцов. И именно это обстоятельство очень часто является единственным смиряющим аргументом для спасения нераскаянного грешника. Бывает человек – будущий отец или мать – и вовсе не радеет о себе, но ради будущего своих детей, все же оставляет беззаконие...
То же касается и людей психически неполноценных. По слову Феофана Затворника: “Идиоты! – так они же только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет. Может случиться, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов...”
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий