Епископ Олег (Ведмеденко)
К вопросу о духовном воспитании в школах
Состояние духовности нашего общества, прежде всего молодежи сегодня, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И не о наполненности храмов веду речь, а о наполненности сердец.
Пройдитесь по парку, побывайте в местном кинотеатре, в молодежном клубе, походите по общественным местам. Зайдите в наши подъезды, ступите в лифты... Посетите места отдыха, в особенности молодежи, в особенности “на лоне природы” – вы всюду увидите (и услышите также!) знаки почти полного отсутствия внутренней и внешней культуры. Почему так? В чем причина? А причина кроется в бездуховности нынешнего общества. Ибо что лежит на сердце – о том говорят и уста. Ибо если корень сухой – то и ветви.
А откуда же ей взяться, – скажете, – духовности, когда последние двадцать лет мы боролись не за духовность, а за “телесность”? И будете правы – ниоткуда. Потому как сами же и виноваты. Сами забросили ее, духовность – как собственную, так и детей своих. Сами в погоне за “хлебом насущным” (только не за живым, духовным, а за вещественным) закинули за спину такие понятия как нравственность, культура, духовность, даже элементарная порядочность.
Нет, с верой (не с доверием, правда) у нас все обстоит благополучно! Только вера эта тоже какая-то “утробно-потребительская”. Как только праздник церковный – так и слушай в выпусках новостей и с церковных амвонов, что есть и чем запивать в этот день, да какие именно и сколько кушаний должно стоять на праздничном столе.
Да что там разводить руками, вопрос второй важнее – что делать? Что делать? Определенная вещь, если не деградировала еще полностью совесть, то начинать с себя! Потому что, сколько бы ни менторствовали мы перед детьми своими о высоких материях, но если не подтверждаем сказанное собственным примером – грош цена нашим проповедям. Не только не воспримутся драгоценными чадами, но и противление резкое вызовут: на себя, мол, посмотри! Посему с себя и начнем, затем – с семьи своей, а там и до школы дойдем.
Теперь относительно школы. С чего здесь начинать? Также с себя, имею в виду с учителей – то же, что и в семьях необходимо. Это – внутреннее, и на самом деле самое главное: нравственность, культура, духовность и порядочность учителя. Впрочем, кроме главного, то есть внутреннего, и внешнее имею предложить.
Давно уже ходят в обществе разговоры о внедрении в школах уроков духовности. В некоторых общинах уже и ввели. В некоторых факультативно, “по просьбе учеников и родителей”, в некоторых – еще как-то. Здесь назвали “христианской этикой”, тем самым спровоцировав противление нехристиан, там – ратуют за “закон Божий”. Здесь полулегально приглашают батюшку или ксендза, там – апеллируют к местным советам... Как оказалось, непростое это дело, много и противодействия, и ошибок. Как наладить работу, не нарушая законов, прежде всего основного – Конституции Украины? А она, Конституция, вещь упрямая:
“Статья 35. Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.
Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная”.
Эта статья защищает свободу совести граждан Украины, и действительно достойно защищает. Однако возникает все тот же вопрос: а как же относительно внедрения духовности в школах? Для многих эта дилемма становится неразрешимой. Что ж, взвесив все “за” и “против”, предлагаю собственный проект решения данной проблемы. Пусть это будет “Проект преподавания уроков духовности на базе общеобразовательных школ”.
И первым пунктом этого проекта должна стать обязательность преподавания данного предмета. Почему обязательность, спросите? Кому не поняло – смиренно прошу прочитать начало данной статьи.
Второй пункт. Почему именно “уроки духовности”? Почему не православный “закон Божий”, или хотя бы не “христианская этика”? Из-за той таки – кстати, абсолютно правильной – тридцать пятой статьи Конституции. Потому что эту свою Программу предлагаю как программу универсальную. В классе могут быть дети не только из православных семей. Религиозная карта нашего края достаточно разнообразна: от католиков и православных – до верующих протестантских конфессий, буддистов и мусульман. То же касается и семей, исповедующих материалистическое мировоззрение. Как с ними быть в контексте 35-й статьи? Ну а духовность – понятие вполне универсальное.
Пункт третий: кто именно должен преподавать? Безусловно, светские педагоги. Не священнослужители, ибо разрешив преподавание уроков духовности священнику того или иного патриархата, раввину либо мулле, мы тем самим перенесем межконфессионные распри (не хочется употреблять слово “войны”) в школьные коридоры. Уроки духовности должны читать преподаватели – те из них, кои чувствуют к тому дарование, имеют искреннее желание послужить делу духовного воспитания. И то независимо от специальности. Зарабатывая соответствующие часы и определенное нормативами жалованье за свой труд.
Кто-то скажет: тогда уроки духовности будут вести не только гуманитарии, но и физруки? Да, и физруки. Все учителя, допущенные к учительству, имеют соответствующее педагогическое образование и изучали религиоведение в высших учебных учреждениях. Главное здесь – личная духовность и внутреннее призвание. Кстати, о физруках. В моей общине пресс-службу возглавляет молодой парень, преподаватель физической культуры Волынского национального университета. Так вот, я мало видел педагогов такого уровня духовности, как он.
И, наконец, четвертый пункт, о программе обучения – с чего-то ведь нужно будет начинать, и чем быстрее, тем лучше. На основе какой программы осуществлять обучение? Собственно, я уже высказался об этом: на первом этапе – на основе программы религиоведения, уже утвержденной министерством образования, однако адаптированной к современным требованиям. Далее ее можно будет значительно модернизировать, либо же разработать на ее основе совершенно новую. Но начало – уже будет положено!
Здесь должны быть и духовность, и приобретение детьми элементарных религиозных знаний, что не противоречит действующему законодательству, ведь это вопрос общей культуры. Для подготовки преподавателей надлежит в полной мере привлечь учебную базу институтов усовершенствования учителей, существующих в каждом областном центре. Просто провести соответствующие занятия в форме учебных семинаров.
Предварительно настоящий “Проект преподавания уроков духовности на базе общеобразовательных школ” необходимо рассмотреть и детализировать в соответствующих комиссиях местных советов (областного и городского), привлекши к тому экспертов по духовным вопросам. Здесь следует объединить усилия двух комиссий: комиссии по вопросам духовности, культуры и религий, и комиссии по вопросам образования, науки и культуры.
Прибавлю лишь, что результатом внедрения данной Программы должно стать не только повышение нравственности и культуры общества как общечеловеческих ценностей, но и воспитание у подрастающего поколения чувства милосердия, умения достойно вести себя в этом жестоком мире, быть счастливыми, внутренне самодостаточными, жить в гармонии с собой и окружающим.
Здесь речь о нашем будущем. Помним об этом, и да поможет нам Бог.
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
К вопросу о духовном воспитании в школах
Состояние духовности нашего общества, прежде всего молодежи сегодня, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И не о наполненности храмов веду речь, а о наполненности сердец.
Пройдитесь по парку, побывайте в местном кинотеатре, в молодежном клубе, походите по общественным местам. Зайдите в наши подъезды, ступите в лифты... Посетите места отдыха, в особенности молодежи, в особенности “на лоне природы” – вы всюду увидите (и услышите также!) знаки почти полного отсутствия внутренней и внешней культуры. Почему так? В чем причина? А причина кроется в бездуховности нынешнего общества. Ибо что лежит на сердце – о том говорят и уста. Ибо если корень сухой – то и ветви.
А откуда же ей взяться, – скажете, – духовности, когда последние двадцать лет мы боролись не за духовность, а за “телесность”? И будете правы – ниоткуда. Потому как сами же и виноваты. Сами забросили ее, духовность – как собственную, так и детей своих. Сами в погоне за “хлебом насущным” (только не за живым, духовным, а за вещественным) закинули за спину такие понятия как нравственность, культура, духовность, даже элементарная порядочность.
Нет, с верой (не с доверием, правда) у нас все обстоит благополучно! Только вера эта тоже какая-то “утробно-потребительская”. Как только праздник церковный – так и слушай в выпусках новостей и с церковных амвонов, что есть и чем запивать в этот день, да какие именно и сколько кушаний должно стоять на праздничном столе.
Да что там разводить руками, вопрос второй важнее – что делать? Что делать? Определенная вещь, если не деградировала еще полностью совесть, то начинать с себя! Потому что, сколько бы ни менторствовали мы перед детьми своими о высоких материях, но если не подтверждаем сказанное собственным примером – грош цена нашим проповедям. Не только не воспримутся драгоценными чадами, но и противление резкое вызовут: на себя, мол, посмотри! Посему с себя и начнем, затем – с семьи своей, а там и до школы дойдем.
Теперь относительно школы. С чего здесь начинать? Также с себя, имею в виду с учителей – то же, что и в семьях необходимо. Это – внутреннее, и на самом деле самое главное: нравственность, культура, духовность и порядочность учителя. Впрочем, кроме главного, то есть внутреннего, и внешнее имею предложить.
Давно уже ходят в обществе разговоры о внедрении в школах уроков духовности. В некоторых общинах уже и ввели. В некоторых факультативно, “по просьбе учеников и родителей”, в некоторых – еще как-то. Здесь назвали “христианской этикой”, тем самым спровоцировав противление нехристиан, там – ратуют за “закон Божий”. Здесь полулегально приглашают батюшку или ксендза, там – апеллируют к местным советам... Как оказалось, непростое это дело, много и противодействия, и ошибок. Как наладить работу, не нарушая законов, прежде всего основного – Конституции Украины? А она, Конституция, вещь упрямая:
“Статья 35. Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.
Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная”.
Эта статья защищает свободу совести граждан Украины, и действительно достойно защищает. Однако возникает все тот же вопрос: а как же относительно внедрения духовности в школах? Для многих эта дилемма становится неразрешимой. Что ж, взвесив все “за” и “против”, предлагаю собственный проект решения данной проблемы. Пусть это будет “Проект преподавания уроков духовности на базе общеобразовательных школ”.
И первым пунктом этого проекта должна стать обязательность преподавания данного предмета. Почему обязательность, спросите? Кому не поняло – смиренно прошу прочитать начало данной статьи.
Второй пункт. Почему именно “уроки духовности”? Почему не православный “закон Божий”, или хотя бы не “христианская этика”? Из-за той таки – кстати, абсолютно правильной – тридцать пятой статьи Конституции. Потому что эту свою Программу предлагаю как программу универсальную. В классе могут быть дети не только из православных семей. Религиозная карта нашего края достаточно разнообразна: от католиков и православных – до верующих протестантских конфессий, буддистов и мусульман. То же касается и семей, исповедующих материалистическое мировоззрение. Как с ними быть в контексте 35-й статьи? Ну а духовность – понятие вполне универсальное.
Пункт третий: кто именно должен преподавать? Безусловно, светские педагоги. Не священнослужители, ибо разрешив преподавание уроков духовности священнику того или иного патриархата, раввину либо мулле, мы тем самим перенесем межконфессионные распри (не хочется употреблять слово “войны”) в школьные коридоры. Уроки духовности должны читать преподаватели – те из них, кои чувствуют к тому дарование, имеют искреннее желание послужить делу духовного воспитания. И то независимо от специальности. Зарабатывая соответствующие часы и определенное нормативами жалованье за свой труд.
Кто-то скажет: тогда уроки духовности будут вести не только гуманитарии, но и физруки? Да, и физруки. Все учителя, допущенные к учительству, имеют соответствующее педагогическое образование и изучали религиоведение в высших учебных учреждениях. Главное здесь – личная духовность и внутреннее призвание. Кстати, о физруках. В моей общине пресс-службу возглавляет молодой парень, преподаватель физической культуры Волынского национального университета. Так вот, я мало видел педагогов такого уровня духовности, как он.
И, наконец, четвертый пункт, о программе обучения – с чего-то ведь нужно будет начинать, и чем быстрее, тем лучше. На основе какой программы осуществлять обучение? Собственно, я уже высказался об этом: на первом этапе – на основе программы религиоведения, уже утвержденной министерством образования, однако адаптированной к современным требованиям. Далее ее можно будет значительно модернизировать, либо же разработать на ее основе совершенно новую. Но начало – уже будет положено!
Здесь должны быть и духовность, и приобретение детьми элементарных религиозных знаний, что не противоречит действующему законодательству, ведь это вопрос общей культуры. Для подготовки преподавателей надлежит в полной мере привлечь учебную базу институтов усовершенствования учителей, существующих в каждом областном центре. Просто провести соответствующие занятия в форме учебных семинаров.
Предварительно настоящий “Проект преподавания уроков духовности на базе общеобразовательных школ” необходимо рассмотреть и детализировать в соответствующих комиссиях местных советов (областного и городского), привлекши к тому экспертов по духовным вопросам. Здесь следует объединить усилия двух комиссий: комиссии по вопросам духовности, культуры и религий, и комиссии по вопросам образования, науки и культуры.
Прибавлю лишь, что результатом внедрения данной Программы должно стать не только повышение нравственности и культуры общества как общечеловеческих ценностей, но и воспитание у подрастающего поколения чувства милосердия, умения достойно вести себя в этом жестоком мире, быть счастливыми, внутренне самодостаточными, жить в гармонии с собой и окружающим.
Здесь речь о нашем будущем. Помним об этом, и да поможет нам Бог.
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий