Епископ Олег (Ведмеденко)
Украина. Взгляд священнослужителя. Духовный аспект
Аспект (от лат. aspectus – вид, облик, взгляд, точка зрения) – одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения
Ежедневно я получаю просьбы и обращения с тем, чтобы дать оценку событий в Украине. Я не политик, я священник. Моя область – сфера духовности. Именно о духовной причине происходящего я и буду говорить. Иногда меня просят осветить ситуацию и с позиции гражданской. Проблема в том, что в таком случае неизбежно возникнет вопрос обмирщения – процесс переориентации церкви на решение проблем мирской жизни, что противопоставляется высокодуховным и священным задачам спасения жизни вечной. Обмирщение священнослужителей выражается в занятиях политикой, коммерцией, стремлении к привилегиям, материальным благам, должностям; в интеграции с государственной властью, симонии…
Особенно быстрый и сокрушительный характер обмирщение приняло после легализации христианства императором Константином Великим в 313 году, а затем и возведением христианства в ранг государственной религии. Священномученик Киприан Карфагенский объяснял большое количество отрекшихся от Христа во время гонения императора Декия в 251 году тем, что христиане поддались искушению обмирщения. «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику…» (2Тим.2:3,4)
У каждого своя правда – истина же едина, как един Господь. Объективная истина и есть истина духовная, сиречь Господня. Может ли христианин заниматься политикой? Так же, как и бизнесом. Церковь отделена от государства, но государство не отделено от церкви. Однако это не касается духовенства. Мое глубокое убеждение состоит в том, что задача священства не заниматься политикой, а учить политиков. Закону Божию. Смирению и любви. Духовным законам мироздания. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малахия 2:7). Священник – это гражданин неба, тот, кто полностью посвятил себя Богу. Роль священника (в т.ч. и капеллана, в т.ч. и на войне) близка к роли врача. Первый лечит тело, второй – призван врачевать душу. Задача Церкви не поднимать боевой дух. Задача Церкви стяжать Дух Святой.
Священник призван быть «над схваткой», вне политики. Занимая позицию одной из сторон, он неизбежно теряет доверие другой. «Итак идите, научите все народы…» (Матф.28:19). Здесь ударение на слове «все». Увы, большинство номинальных церквей сегодня это религиозно-политические организации днем, и политически-религиозные ночью. Церковь же есть установление духовное, и сфера ее интересов – духовность. Задача Церкви не религиозное сопровождение той или иной политической партии или системы, но спасение душ человеческих. Церковь не религиозно-политическая организация, как это видится культовой «партии иродиан». Церковь – это школа смиренномудрия, и источник благодати. Стяжай Духа Святого, и Дух Святой научит тебя любить и край твой, и народ.
Церковь не учит что делать, Церковь учит – как делать. А из этого «как» – открывается «что». Стяжай Духа Святого, и Дух Святой тебя всему научит... «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?..» (От Луки 12:13,14)
А теперь, по сути…
Стремление к свободе заложено в нас Творцом. Свобода и познание – две наивысшие мотивации бытия. Существует три ступени, три уровня свободы: телесный, душевный и духовный. У каждого из них свои пути, свои средства, свои аргументы. У первого – сила. У второго – слово. У третьего – благодать. Стремление внешнего – к свободе внешней, физической: от тюрьмы, от сумы, от неволи. Стремление душевного – к свободе душевной: мысли, слова, совести. Стремление духовного – к свободе высшей, внутренней: к свободе духа. То же касается и общества. Каково общество, таково и стремление, такова и свобода…
Наша беда прежде всего не внешняя, но внутренняя. Проблема в нас самих. В наших сердцах нет места Духу Святому, но властвует дух ненависти и гордыни, насилия и корыстолюбия, зависти и высокомерия, ропота и недовольства, лености и лукавства, лжи и лицемерия. Отсюда алчность, коррупция, беззаконие, безнаказанность, сила и произвол власть предержащих. Отсюда протест, возмущение, бунт, революции, майданы и антимайданы. Отсюда экстремизм, сепаратизм, войны клановые, политические, гражданские, внешние, гибридные и фронтальные… Отсюда, из сердца беда!..
В грехах общества повинно само общество, каждый из нас. Власть не с Марса к нам прилетела. Каковы мы, такова и власть. Здесь принцип очереди. Те, кто в хвосте, те кричат: «Больше килограмма в одни руки не давать!..» Те же, кто у прилавка – молча пакуют сумки. Это те же мы, только у прилавка.
Я не могу изменить мир – церковь, общину, страну. Но я могу изменить себя. А изменив себя – я изменю мир. Люстрация – от лат. lustratio – очищение, жертвоприношение. Сказал Господь: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:3-5). Истинная люстрация – это прежде всего самолюстрация. Начни с себя…
Всякая власть от Бога лишь в том смысле, что Бог допускает нам ту власть, которой мы достойны. Чтобы что-то действительно изменить, нужно измениться самому. Таков духовный закон. Не может быть праведный царь при неправедных князьях и неправедном народе. Его либо убьют, либо сделают таким же, как и они.
Остановитесь на путях своих. Обратитесь в себя. Дайте место Духу Святому, и Дух Святой вас всему научит. Где Дух Святой – там свобода! Тогда и заповедь станет доброй…
Так сказал Господь Бог:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Римлянам 13:1-2).
«Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?» (Притчи 24:21-22).
«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Титу 3:1,2).
«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа (для смирения, для совершенствования, для благодати): царю ли, как верховной власти, правителям ли… Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петра 2:13,17).
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тимофею 2:1-2).
«Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным (без крови, праведно, законно), то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1-е Коринфянам 7:20-22).
«Оставьте вы эти ваши "народные желания". Или не видите, что Господь выводит слепого из села, чтобы открыть ему очи?» (Григорий Сковорода).
Придет время, и вы перестанете болеть политикой. Станете гражданами неба. Научитесь сострадать человеку. Се, Человек! Но эта заповедь – для духовных…
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Украина. Взгляд священнослужителя. Духовный аспект
Аспект (от лат. aspectus – вид, облик, взгляд, точка зрения) – одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения
Ежедневно я получаю просьбы и обращения с тем, чтобы дать оценку событий в Украине. Я не политик, я священник. Моя область – сфера духовности. Именно о духовной причине происходящего я и буду говорить. Иногда меня просят осветить ситуацию и с позиции гражданской. Проблема в том, что в таком случае неизбежно возникнет вопрос обмирщения – процесс переориентации церкви на решение проблем мирской жизни, что противопоставляется высокодуховным и священным задачам спасения жизни вечной. Обмирщение священнослужителей выражается в занятиях политикой, коммерцией, стремлении к привилегиям, материальным благам, должностям; в интеграции с государственной властью, симонии…
Особенно быстрый и сокрушительный характер обмирщение приняло после легализации христианства императором Константином Великим в 313 году, а затем и возведением христианства в ранг государственной религии. Священномученик Киприан Карфагенский объяснял большое количество отрекшихся от Христа во время гонения императора Декия в 251 году тем, что христиане поддались искушению обмирщения. «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику…» (2Тим.2:3,4)
У каждого своя правда – истина же едина, как един Господь. Объективная истина и есть истина духовная, сиречь Господня. Может ли христианин заниматься политикой? Так же, как и бизнесом. Церковь отделена от государства, но государство не отделено от церкви. Однако это не касается духовенства. Мое глубокое убеждение состоит в том, что задача священства не заниматься политикой, а учить политиков. Закону Божию. Смирению и любви. Духовным законам мироздания. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малахия 2:7). Священник – это гражданин неба, тот, кто полностью посвятил себя Богу. Роль священника (в т.ч. и капеллана, в т.ч. и на войне) близка к роли врача. Первый лечит тело, второй – призван врачевать душу. Задача Церкви не поднимать боевой дух. Задача Церкви стяжать Дух Святой.
Священник призван быть «над схваткой», вне политики. Занимая позицию одной из сторон, он неизбежно теряет доверие другой. «Итак идите, научите все народы…» (Матф.28:19). Здесь ударение на слове «все». Увы, большинство номинальных церквей сегодня это религиозно-политические организации днем, и политически-религиозные ночью. Церковь же есть установление духовное, и сфера ее интересов – духовность. Задача Церкви не религиозное сопровождение той или иной политической партии или системы, но спасение душ человеческих. Церковь не религиозно-политическая организация, как это видится культовой «партии иродиан». Церковь – это школа смиренномудрия, и источник благодати. Стяжай Духа Святого, и Дух Святой научит тебя любить и край твой, и народ.
Церковь не учит что делать, Церковь учит – как делать. А из этого «как» – открывается «что». Стяжай Духа Святого, и Дух Святой тебя всему научит... «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?..» (От Луки 12:13,14)
А теперь, по сути…
Стремление к свободе заложено в нас Творцом. Свобода и познание – две наивысшие мотивации бытия. Существует три ступени, три уровня свободы: телесный, душевный и духовный. У каждого из них свои пути, свои средства, свои аргументы. У первого – сила. У второго – слово. У третьего – благодать. Стремление внешнего – к свободе внешней, физической: от тюрьмы, от сумы, от неволи. Стремление душевного – к свободе душевной: мысли, слова, совести. Стремление духовного – к свободе высшей, внутренней: к свободе духа. То же касается и общества. Каково общество, таково и стремление, такова и свобода…
Наша беда прежде всего не внешняя, но внутренняя. Проблема в нас самих. В наших сердцах нет места Духу Святому, но властвует дух ненависти и гордыни, насилия и корыстолюбия, зависти и высокомерия, ропота и недовольства, лености и лукавства, лжи и лицемерия. Отсюда алчность, коррупция, беззаконие, безнаказанность, сила и произвол власть предержащих. Отсюда протест, возмущение, бунт, революции, майданы и антимайданы. Отсюда экстремизм, сепаратизм, войны клановые, политические, гражданские, внешние, гибридные и фронтальные… Отсюда, из сердца беда!..
В грехах общества повинно само общество, каждый из нас. Власть не с Марса к нам прилетела. Каковы мы, такова и власть. Здесь принцип очереди. Те, кто в хвосте, те кричат: «Больше килограмма в одни руки не давать!..» Те же, кто у прилавка – молча пакуют сумки. Это те же мы, только у прилавка.
Я не могу изменить мир – церковь, общину, страну. Но я могу изменить себя. А изменив себя – я изменю мир. Люстрация – от лат. lustratio – очищение, жертвоприношение. Сказал Господь: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:3-5). Истинная люстрация – это прежде всего самолюстрация. Начни с себя…
Всякая власть от Бога лишь в том смысле, что Бог допускает нам ту власть, которой мы достойны. Чтобы что-то действительно изменить, нужно измениться самому. Таков духовный закон. Не может быть праведный царь при неправедных князьях и неправедном народе. Его либо убьют, либо сделают таким же, как и они.
Остановитесь на путях своих. Обратитесь в себя. Дайте место Духу Святому, и Дух Святой вас всему научит. Где Дух Святой – там свобода! Тогда и заповедь станет доброй…
Так сказал Господь Бог:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Римлянам 13:1-2).
«Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?» (Притчи 24:21-22).
«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Титу 3:1,2).
«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа (для смирения, для совершенствования, для благодати): царю ли, как верховной власти, правителям ли… Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петра 2:13,17).
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тимофею 2:1-2).
«Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным (без крови, праведно, законно), то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1-е Коринфянам 7:20-22).
«Оставьте вы эти ваши "народные желания". Или не видите, что Господь выводит слепого из села, чтобы открыть ему очи?» (Григорий Сковорода).
Придет время, и вы перестанете болеть политикой. Станете гражданами неба. Научитесь сострадать человеку. Се, Человек! Но эта заповедь – для духовных…
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий