Ответы священнослужителя
Епископ Олег (Ведмеденко)
Назорейство Иисуса Христа
Вопрос читателя:
"Прошу вашей помощи в разрешении такого вопроса. На форуме у нас зашел разговор о том, был ли Спаситель назореем? Я в некоторых книгах встречала информацию об этом. Но этого оказалось недостаточно, как и того, что в Евангелии Христа в нескольких местах называют назореем (возможно погрешности перевода). Пожалуйста, проясните, где такую информацию можно почитать. И ваше мнение по этому вопросу".
Ответ:
В Евангелии от Матфея Иисус именуется как Назореем (Тем, Кто прошёл путь назорейства, евр. - "назира", - путь посвящения Богу, путь сугубого поста и молитвы, путь подвига аскезы), так и Назарянином (т.е. жителем Назарета, евр. "Ноцерат"). Здесь Матфей ссылается на пророчество Исаии, который употребляет слово "нецер", что означает "отрасль, отросток, отделённый", созвучное как со словом "назир" ("отделённый, посвящённый"), так и с "Ноцерат" ("отрасль, отросток"). Таким образом, слова "Назорей" и "Назарет", как предельно близкие по смыслу, можно считать словами-синонимами: "И произойдёт Отрасль ("Нецер - Назир - Ноцерат", - О.В.) от корня Иессеева, и Ветвь произрастёт от корня его; и почиет на Нём Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия…" (Ис. 11.1).
Господь наш Иисус Христос прошёл путь как буквального, так и духовного назорейства. Буквального - ибо с рождения был посвящён Отцу, будучи Богом во плоти; пройдя и буквальную пустыню испытаний, пустыню подвига назорейского поста (кстати, посты в православии - не что иное, как новозаветное назорейство, - период сугубого, усиленного воздержания и молитвы). Духовного - ибо произойдя от корня Церкви старозаветной (о чём свидетельствуют родословия Иисуса), Он стал отраслью, - отделился от осквернённого фарисейством ствола, вышел духовно из старозаветного Вавилона, хотя буквально и служил Словом и Делом именно в нём.
Что есть назорейство по духу? В книге Числа, 6-й главе, читаем:
"И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым (сыны Израилевы по духу - народ веры, народ Божий. И на самом деле слова сии, как и всё, написанное в Священном Писании, - и для нас с вами! Необходимо лишь снять покров буквы с написанного, стать "служителями Нового Завета, НЕ БУКВЫ, НО ДУХА, потому что буква [Писания] убивает, а дух животворит (см. 2Кор. 3.6), - О.В.) и скажи им: если мужчина или женщина (назорейство касается обоих полов, - О.В.) решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка (вино на библейском языке - учение, идеология: "Пейте из неё все…". Тут не принимать в себя идеологию злобы и лукавства, духа насилия и корыстолюбия, - О.В.), и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка (ничего, "прокисшего", испорченного фарисейской закваской лицемерия, - О.В.), и ничего приготовленного из винограда не должен пить (речь о плодах одичавшего, осквернённого фарисейством религиозного виноградника, приносящего Господу "дикие ягоды" нелюбовности, несмиренности и агрессии (см. Ис. 5), - О.В.), и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод (тут ни новых, ни старых плодов одичавших, - О.В.); во все дни назорейства своего не должен он есть и пить ("есть" - практика: "Пища Моя - исполнять волю пославшего Меня Отца…"; "пить" - теория (см. выше), - О.В.) ничего, что делается из винограда, от зёрен до кожи (от начала и до конца; ни внутреннего, ни внешнего, - О.В.).
Во все дни обета назорейства бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу (дни поста, - О.В.), свят он: должен растить волосы на голове своей (волосы - суть мысли, исходящие из головы: пребывайте в размышлении над словом Божьим, взвешивайте жизнь свою на весах его, отделяйте чистое от нечистого и святое от не святого - волос чёрный от белого, покажите "в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание" (см. 2Петра 1.5-6), - О.В.).
Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мёртвому телу (прикасаться к духовной мертвечине: "Вы, гробы побелённые…", - О.В.): к отцу своему (тут отец - мёртвая вера и разумение, - О.В.), и матери своей (мать - мёртвая во грехе жизнь и чувства наши: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя…" (Пс. 50.7), - О.В.), и брату своему, и сестре своей (не прикасаться к мертвечине духовной и братьев наших по вере, отстраняться от соблазнов суетности, пустословия, прочее, - О.В.), не должен он оскверняться, когда они умрут (не должен оскверняться их грехами, - О.В.), потому что посвящение Богу его на главе его; во все дни назорейства его свят (полностью посвящён, - О.В.) он Господу…".
[Из книги "Вкус благодати". Книга в электронном виде: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Епископ Олег (Ведмеденко)
Назорейство Иисуса Христа
Вопрос читателя:
"Прошу вашей помощи в разрешении такого вопроса. На форуме у нас зашел разговор о том, был ли Спаситель назореем? Я в некоторых книгах встречала информацию об этом. Но этого оказалось недостаточно, как и того, что в Евангелии Христа в нескольких местах называют назореем (возможно погрешности перевода). Пожалуйста, проясните, где такую информацию можно почитать. И ваше мнение по этому вопросу".
Ответ:
В Евангелии от Матфея Иисус именуется как Назореем (Тем, Кто прошёл путь назорейства, евр. - "назира", - путь посвящения Богу, путь сугубого поста и молитвы, путь подвига аскезы), так и Назарянином (т.е. жителем Назарета, евр. "Ноцерат"). Здесь Матфей ссылается на пророчество Исаии, который употребляет слово "нецер", что означает "отрасль, отросток, отделённый", созвучное как со словом "назир" ("отделённый, посвящённый"), так и с "Ноцерат" ("отрасль, отросток"). Таким образом, слова "Назорей" и "Назарет", как предельно близкие по смыслу, можно считать словами-синонимами: "И произойдёт Отрасль ("Нецер - Назир - Ноцерат", - О.В.) от корня Иессеева, и Ветвь произрастёт от корня его; и почиет на Нём Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия…" (Ис. 11.1).
Господь наш Иисус Христос прошёл путь как буквального, так и духовного назорейства. Буквального - ибо с рождения был посвящён Отцу, будучи Богом во плоти; пройдя и буквальную пустыню испытаний, пустыню подвига назорейского поста (кстати, посты в православии - не что иное, как новозаветное назорейство, - период сугубого, усиленного воздержания и молитвы). Духовного - ибо произойдя от корня Церкви старозаветной (о чём свидетельствуют родословия Иисуса), Он стал отраслью, - отделился от осквернённого фарисейством ствола, вышел духовно из старозаветного Вавилона, хотя буквально и служил Словом и Делом именно в нём.
Что есть назорейство по духу? В книге Числа, 6-й главе, читаем:
"И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым (сыны Израилевы по духу - народ веры, народ Божий. И на самом деле слова сии, как и всё, написанное в Священном Писании, - и для нас с вами! Необходимо лишь снять покров буквы с написанного, стать "служителями Нового Завета, НЕ БУКВЫ, НО ДУХА, потому что буква [Писания] убивает, а дух животворит (см. 2Кор. 3.6), - О.В.) и скажи им: если мужчина или женщина (назорейство касается обоих полов, - О.В.) решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка (вино на библейском языке - учение, идеология: "Пейте из неё все…". Тут не принимать в себя идеологию злобы и лукавства, духа насилия и корыстолюбия, - О.В.), и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка (ничего, "прокисшего", испорченного фарисейской закваской лицемерия, - О.В.), и ничего приготовленного из винограда не должен пить (речь о плодах одичавшего, осквернённого фарисейством религиозного виноградника, приносящего Господу "дикие ягоды" нелюбовности, несмиренности и агрессии (см. Ис. 5), - О.В.), и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод (тут ни новых, ни старых плодов одичавших, - О.В.); во все дни назорейства своего не должен он есть и пить ("есть" - практика: "Пища Моя - исполнять волю пославшего Меня Отца…"; "пить" - теория (см. выше), - О.В.) ничего, что делается из винограда, от зёрен до кожи (от начала и до конца; ни внутреннего, ни внешнего, - О.В.).
Во все дни обета назорейства бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу (дни поста, - О.В.), свят он: должен растить волосы на голове своей (волосы - суть мысли, исходящие из головы: пребывайте в размышлении над словом Божьим, взвешивайте жизнь свою на весах его, отделяйте чистое от нечистого и святое от не святого - волос чёрный от белого, покажите "в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание" (см. 2Петра 1.5-6), - О.В.).
Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мёртвому телу (прикасаться к духовной мертвечине: "Вы, гробы побелённые…", - О.В.): к отцу своему (тут отец - мёртвая вера и разумение, - О.В.), и матери своей (мать - мёртвая во грехе жизнь и чувства наши: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя…" (Пс. 50.7), - О.В.), и брату своему, и сестре своей (не прикасаться к мертвечине духовной и братьев наших по вере, отстраняться от соблазнов суетности, пустословия, прочее, - О.В.), не должен он оскверняться, когда они умрут (не должен оскверняться их грехами, - О.В.), потому что посвящение Богу его на главе его; во все дни назорейства его свят (полностью посвящён, - О.В.) он Господу…".
[Из книги "Вкус благодати". Книга в электронном виде: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий