Ответы священнослужителя
Епископ Олег (Ведмеденко)
Страдание и слава
Вопрос читателя:
"Праведники нередко мучительно страдают… И вот, религиозные деятели нашли выход: утешили верующих соблазном вечной жизни в загробном мире…"
Ответ:
На самом деле страдания сего времени есть ничто в сравнении с той славой (слава и присутствие Бога – в Библии суть слова синонимы. Ибо от переполнения сердца миром и радостию духовного богосозерцания, ощущения присутствия Божества, в нём возбуждается сладостная молитва славословия. Таким образом само присутствие Бога рождает славу Божию), которая открывается в нас. И не только когда-то, за гробом, но уже здесь и сейчас! Как и сказал Господь: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как ужеувидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9.1)
Некто скажет: как же «увидят», если с той поры прошло уже 2000 лет, а Царства Божия до сих пор нету?.. Есть! Есть оно! Ибо Царствие Божие внутри нас, и прилагающие усилия стяжают его. Оно как закваска, которую женщина кладёт на три меры муки, пока не вскиснет всё тесто. И начинается оно со слова Божия: «Вначале было Слово…» Далее зерно Слова воплощается в жизни нашей: «И Слово стало плотию…», порождает живую зелень веры. А та в свою очередь приносит плоды благодати Всесвятого Духа «в тридцать, шестьдесят и сто крат»: «И мы видели славу Его…»
Слово – Вера – Благодать; Вера – Надежда – Любовь; Отец – Сын – Дух Святой. Сии три – едины, но на каждом этапе «вскисания» доминирует что-то одно. Мистический же опыт, опыт видения славы Божией на духовном уровне, начинается с духовных озарений: вдруг на сердце становится так хорошо, так тихо и тепло. На глаза наворачиваются слёзы, и слёзы эти – не слёзы боли, сожаления или обиды. Нет! Это слёзы умиления… Совершенно новое, а точнее давно забытое, детское ощущение счастья переполняет тебя, и хочется одновременно и плакать и смеяться от нежности и неземной любви ко всему сущему и к Кому-то, Кто невидим, но присутствие Которого уже ощущается за всем этим. И тебя охватывает совсем уж непривычное ощущение благоговения и… мудрости…
Подобный опыт, как правило, краток, и напоминает вспышку молнии в ночи. Проходит время, и кромешная тьма суеты земной вновь поглощает тебя. И лишь иногда, случайно оказавшись в каком-либо чудесном уголке природы, во сне ли, иль просто подняв глаза к бездонному ночному небу, ты вновь прикровенно ощущаешь ЭТО, и ощущение метафизичности бытия опять на краткий миг отвлекает тебя от обыденности. Однако если не смотря на сопротивление быта, преодолевая суету ты медленно, тяжело, но идёшь путём праведности (то есть ищешь правду, а значит и находишь её в Иисусе Христе, в Смирении и Любви. А затем и идёшь сей дорогой праведности, ведущей в жизнь вечную), то обязательно такие озарения в твоей жизни будут встречаться всё чаще и чаще, пока наконец не превратятся в стабильное духовное ощущение (как правило в периоды молитвы дома ли, или в храме).
Идущий путём молитвенного делания далее, постепенно возрастает в своём мистическом мироощущении до глубины уже не просто духовного ощущения, когда за словом Феофана Затворника «сердце согрелось, и тепло к Богу взывает», но до появления духовного чувства, отчасти известного и светским в виде т.наз. интуиции (духовного познания мира на уровне «сердца» – глубин сознания и подсознания. По слову архиепископа Луки – в миру профессора медицины, доктора В.Ф.Войно-Ясенецкого, – «сердце есть орган высшего познания») Как сказал в своё время преподобный отец Церкви Иоанн Лествичник: «Ум, достигший духовного разума, непременно облечён и в духовное чувство. В нас ли оно, или не в нас, но мы должны непрестанно о нём заботиться и искать его в себе; ибо когда оно явится, тогда внешние чувства всячески перестанут обольстительно действовать на душу»
И, наконец, достигшие наивысшего духовного совершенства поднимаются на вершину богопознания – на высоту богосозерцания. Этот мистический опыт доступен немногим, и не только в силу генетически унаследованных к тому препон, но, главным образом, в силу нашего нерадения о духовном своём преуспеянии, как сказал ещё преподобный старец Серафим Саровский. А Исаак Сирин отмечает: «В чистую молитву (постоянную и самостоятельную молитву сердца, – О.В.) един из тысяч достигнет, а яже по сей, едва один от тмы (тма – 10 тыс., – О.В.)»
Царство Божие – не еда и питие, но праведность, мир и радость в Духе Святом. Радость поистине неизреченная! – говорю так не как «соблазнённый религиозными деятелями», но как сам отчасти причастившийся её. И самое главное – она абсолютно реальна! И вкусившие сего мёда духовного, поднявшиеся до высот благодати не нуждаются в ином «утешении», но готовы с радостью расстаться с жизнью и претерпеть любые мучения, лишь бы не потерять её…
И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о тысячах и тысячах святых праведниках, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жёны получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а так же узы и темницу; были побиваемыми камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который… претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 11.33–12.2)
[Из книги "Вкус благодати". Книга в электронном виде: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Епископ Олег (Ведмеденко)
Страдание и слава
Вопрос читателя:
"Праведники нередко мучительно страдают… И вот, религиозные деятели нашли выход: утешили верующих соблазном вечной жизни в загробном мире…"
Ответ:
На самом деле страдания сего времени есть ничто в сравнении с той славой (слава и присутствие Бога – в Библии суть слова синонимы. Ибо от переполнения сердца миром и радостию духовного богосозерцания, ощущения присутствия Божества, в нём возбуждается сладостная молитва славословия. Таким образом само присутствие Бога рождает славу Божию), которая открывается в нас. И не только когда-то, за гробом, но уже здесь и сейчас! Как и сказал Господь: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как ужеувидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9.1)
Некто скажет: как же «увидят», если с той поры прошло уже 2000 лет, а Царства Божия до сих пор нету?.. Есть! Есть оно! Ибо Царствие Божие внутри нас, и прилагающие усилия стяжают его. Оно как закваска, которую женщина кладёт на три меры муки, пока не вскиснет всё тесто. И начинается оно со слова Божия: «Вначале было Слово…» Далее зерно Слова воплощается в жизни нашей: «И Слово стало плотию…», порождает живую зелень веры. А та в свою очередь приносит плоды благодати Всесвятого Духа «в тридцать, шестьдесят и сто крат»: «И мы видели славу Его…»
Слово – Вера – Благодать; Вера – Надежда – Любовь; Отец – Сын – Дух Святой. Сии три – едины, но на каждом этапе «вскисания» доминирует что-то одно. Мистический же опыт, опыт видения славы Божией на духовном уровне, начинается с духовных озарений: вдруг на сердце становится так хорошо, так тихо и тепло. На глаза наворачиваются слёзы, и слёзы эти – не слёзы боли, сожаления или обиды. Нет! Это слёзы умиления… Совершенно новое, а точнее давно забытое, детское ощущение счастья переполняет тебя, и хочется одновременно и плакать и смеяться от нежности и неземной любви ко всему сущему и к Кому-то, Кто невидим, но присутствие Которого уже ощущается за всем этим. И тебя охватывает совсем уж непривычное ощущение благоговения и… мудрости…
Подобный опыт, как правило, краток, и напоминает вспышку молнии в ночи. Проходит время, и кромешная тьма суеты земной вновь поглощает тебя. И лишь иногда, случайно оказавшись в каком-либо чудесном уголке природы, во сне ли, иль просто подняв глаза к бездонному ночному небу, ты вновь прикровенно ощущаешь ЭТО, и ощущение метафизичности бытия опять на краткий миг отвлекает тебя от обыденности. Однако если не смотря на сопротивление быта, преодолевая суету ты медленно, тяжело, но идёшь путём праведности (то есть ищешь правду, а значит и находишь её в Иисусе Христе, в Смирении и Любви. А затем и идёшь сей дорогой праведности, ведущей в жизнь вечную), то обязательно такие озарения в твоей жизни будут встречаться всё чаще и чаще, пока наконец не превратятся в стабильное духовное ощущение (как правило в периоды молитвы дома ли, или в храме).
Идущий путём молитвенного делания далее, постепенно возрастает в своём мистическом мироощущении до глубины уже не просто духовного ощущения, когда за словом Феофана Затворника «сердце согрелось, и тепло к Богу взывает», но до появления духовного чувства, отчасти известного и светским в виде т.наз. интуиции (духовного познания мира на уровне «сердца» – глубин сознания и подсознания. По слову архиепископа Луки – в миру профессора медицины, доктора В.Ф.Войно-Ясенецкого, – «сердце есть орган высшего познания») Как сказал в своё время преподобный отец Церкви Иоанн Лествичник: «Ум, достигший духовного разума, непременно облечён и в духовное чувство. В нас ли оно, или не в нас, но мы должны непрестанно о нём заботиться и искать его в себе; ибо когда оно явится, тогда внешние чувства всячески перестанут обольстительно действовать на душу»
И, наконец, достигшие наивысшего духовного совершенства поднимаются на вершину богопознания – на высоту богосозерцания. Этот мистический опыт доступен немногим, и не только в силу генетически унаследованных к тому препон, но, главным образом, в силу нашего нерадения о духовном своём преуспеянии, как сказал ещё преподобный старец Серафим Саровский. А Исаак Сирин отмечает: «В чистую молитву (постоянную и самостоятельную молитву сердца, – О.В.) един из тысяч достигнет, а яже по сей, едва один от тмы (тма – 10 тыс., – О.В.)»
Царство Божие – не еда и питие, но праведность, мир и радость в Духе Святом. Радость поистине неизреченная! – говорю так не как «соблазнённый религиозными деятелями», но как сам отчасти причастившийся её. И самое главное – она абсолютно реальна! И вкусившие сего мёда духовного, поднявшиеся до высот благодати не нуждаются в ином «утешении», но готовы с радостью расстаться с жизнью и претерпеть любые мучения, лишь бы не потерять её…
И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о тысячах и тысячах святых праведниках, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жёны получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а так же узы и темницу; были побиваемыми камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который… претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 11.33–12.2)
[Из книги "Вкус благодати". Книга в электронном виде: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий