Ответы священнослужителя
Епископ Олег (Ведмеденко)
Рай и ад
Вопрос читателя:
"Мы много обсуждаем на этом форуме вопрос вечного спасения. Но, пожалуй, многие богословские баталии не имеют особого смысла, пока мы не получим выпуклого и четкого представления: а что подразумевает состояние спасенности или неспасенности? Но как же мы мыслим себе рай и ад? Понятно, что мы можем об этом только догадываться, но, полагаю, мы не можем не думать об этом. Это реальность, которая нас ждет: одно или другое. Это нечто, что уже сейчас может присутствовать в нашей душе и нашей жизни. Это самый главный для нашей личности выбор..."
Ответ:
Рай и ад - это объективная реальность человеческого и ангельского бытия. Они существуют как бы в трёх ипостасях. Во-первых, как рай, так и ад - в сердце нашем. Как и утверждает блаж. Августин: не ищи ад под землёй или где-либо: ад в сердце твоём!
Когда наша душа находится во тьме неведения Бога и Истины - это и есть сущий ад (по-гречески "место тьмы"). Когда мы отделены от Бога неверием и нелюбовностью своей - это и есть "тьма кромешная" (от слова "кроме" - "вне": тьма внешняя, вне единения с Богом, вне Духа Божия, - тьма бездуховности. Интересно, что в укр. яз. слово "отделить" звучит как "вiдокремити"). А во тьме сей кромешной - лишь плач (плач от несчастливости своей, от невозможности полного удовлетворения "всёвозрастающих потребностей" плоти: "У ненасытимости две дочери: "давай, давай!" (Притч. 30.15); и от страданий, порождённых алчностью человеческой - по слову св. Григория Богослова: "Сластолюбием мы покупаем себе повреждения"), да скрежет зубовный (скрежет зубов от злости на окружающих, Бога, да и на самих себя. Вспомним, что когда побивали архидиакона Стефана каменьями, то "скрежетали на него зубами"…)
Ад также ассоциируется с "геенной огненной". Геенна буквально - городская свалка близ Иерусалима. Там постоянно горел огонь (сжигался мусор) и копошились черви. Сия то геенна и стала символом адских мук. И она также в первую очередь в нас, в сердцах человеческих (тут я уже перехожу ко второй "ипостаси" ада - ада в сердцах всего человечества, ада в недрах мира сего…). И опаляет геенский огонь насилия и корыстолюбия сердца человеков, и нет покоя от червы зависти и невозможности приобрести мир душевный ("Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям…" (Иуды 16).
Ад выступает также в образе библейского шеола (евр. "наинизший гроб", рус. "преисподняя"). Это сердца, наполненные костьми мертвечины бездуховности (вспомним Господнее: "Вы - гробы побеленные").
Как видим, ад есть реальностью сегодняшнего дня. Осталось лишь коснуться третьей "ипостаси" ада - ада мистического (греч. "таинственного"), закрытого для нас (точнее частично закрытого, ибо его видят духовидцы, и мы имеем достаточно свидетельств св. подвижников (да и не только их) о нём и его обитателях (приведу лишь слова, сказанные о нечистых духах преп. Серафимом Саровским: "Они гнусны…").
Впрочем, и сей мистический ад (на библейском языке - "поднебесье") находится не под землёй и не на Луне. Он вокруг нас - в существующем параллельно с нашим, физическим, - духовном мире. Как сказал свт. Феофан Затворник: "Внутри или в глубине мира, нам видимого, скрыт другой мир, столь же реальный, как этот, либо духовный, либо тонко материальный…". И всё, сказанное об аде выше, целиком и полностью соответствует и третьей его ипостаси.
Что же касается рая, то и он столь же реален, как и ад, и так же проявляется на трёх уровнях: в сердце отдельной личности, в Церкви праведников, и мистично, как Небо или Царство Небесное, Царство Духа Любви. Состояние рая в сердце человека знаменуется состоянием совершенной, всепоглощающей любви, мира, радости в Духе Святом, - состоянием абсолютного счастья, умиления и блаженства, которое невозможно выразить словами.
Смысл же спасения состоит в том, чтобы еще при жизни в грубом, биологическом теле, причаститься этого невечернего Света Христовой любви, дабы в момент воскресения - перехода, рождения в мир иной, духовный, - выдержать Суд этого Света ("Суд же состоит в том, что Свет пришёл…" (Ин.3.19)), и по закону сходности (сродности) добра и зла ("Что общего меж светом и тьмою?..") соединиться с миром ангельским в Царстве Божием, и в результате стать ангелом самому. "Ибо когда из мёртвых воскреснут (тут и духовно, и буквально, мистично, ожив в духовном, тонко материальном мире в духовном же, по Феофану Затворнику - тонком, эфирном теле, - О.В.), тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на Небесах ("как" - потому, что дабы стать ангелом, "вестником" Божиим в полном смысле этого слова, необходимо время, - период духовного возрастания, - О.В.)" (Мк. 12.25). Ибо "мера человеческая - она же и мера Ангела" (Откр. 21.17)…
[Из книги "Вкус благодати". Книга в электронном виде: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Епископ Олег (Ведмеденко)
Рай и ад
Вопрос читателя:
"Мы много обсуждаем на этом форуме вопрос вечного спасения. Но, пожалуй, многие богословские баталии не имеют особого смысла, пока мы не получим выпуклого и четкого представления: а что подразумевает состояние спасенности или неспасенности? Но как же мы мыслим себе рай и ад? Понятно, что мы можем об этом только догадываться, но, полагаю, мы не можем не думать об этом. Это реальность, которая нас ждет: одно или другое. Это нечто, что уже сейчас может присутствовать в нашей душе и нашей жизни. Это самый главный для нашей личности выбор..."
Ответ:
Рай и ад - это объективная реальность человеческого и ангельского бытия. Они существуют как бы в трёх ипостасях. Во-первых, как рай, так и ад - в сердце нашем. Как и утверждает блаж. Августин: не ищи ад под землёй или где-либо: ад в сердце твоём!
Когда наша душа находится во тьме неведения Бога и Истины - это и есть сущий ад (по-гречески "место тьмы"). Когда мы отделены от Бога неверием и нелюбовностью своей - это и есть "тьма кромешная" (от слова "кроме" - "вне": тьма внешняя, вне единения с Богом, вне Духа Божия, - тьма бездуховности. Интересно, что в укр. яз. слово "отделить" звучит как "вiдокремити"). А во тьме сей кромешной - лишь плач (плач от несчастливости своей, от невозможности полного удовлетворения "всёвозрастающих потребностей" плоти: "У ненасытимости две дочери: "давай, давай!" (Притч. 30.15); и от страданий, порождённых алчностью человеческой - по слову св. Григория Богослова: "Сластолюбием мы покупаем себе повреждения"), да скрежет зубовный (скрежет зубов от злости на окружающих, Бога, да и на самих себя. Вспомним, что когда побивали архидиакона Стефана каменьями, то "скрежетали на него зубами"…)
Ад также ассоциируется с "геенной огненной". Геенна буквально - городская свалка близ Иерусалима. Там постоянно горел огонь (сжигался мусор) и копошились черви. Сия то геенна и стала символом адских мук. И она также в первую очередь в нас, в сердцах человеческих (тут я уже перехожу ко второй "ипостаси" ада - ада в сердцах всего человечества, ада в недрах мира сего…). И опаляет геенский огонь насилия и корыстолюбия сердца человеков, и нет покоя от червы зависти и невозможности приобрести мир душевный ("Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям…" (Иуды 16).
Ад выступает также в образе библейского шеола (евр. "наинизший гроб", рус. "преисподняя"). Это сердца, наполненные костьми мертвечины бездуховности (вспомним Господнее: "Вы - гробы побеленные").
Как видим, ад есть реальностью сегодняшнего дня. Осталось лишь коснуться третьей "ипостаси" ада - ада мистического (греч. "таинственного"), закрытого для нас (точнее частично закрытого, ибо его видят духовидцы, и мы имеем достаточно свидетельств св. подвижников (да и не только их) о нём и его обитателях (приведу лишь слова, сказанные о нечистых духах преп. Серафимом Саровским: "Они гнусны…").
Впрочем, и сей мистический ад (на библейском языке - "поднебесье") находится не под землёй и не на Луне. Он вокруг нас - в существующем параллельно с нашим, физическим, - духовном мире. Как сказал свт. Феофан Затворник: "Внутри или в глубине мира, нам видимого, скрыт другой мир, столь же реальный, как этот, либо духовный, либо тонко материальный…". И всё, сказанное об аде выше, целиком и полностью соответствует и третьей его ипостаси.
Что же касается рая, то и он столь же реален, как и ад, и так же проявляется на трёх уровнях: в сердце отдельной личности, в Церкви праведников, и мистично, как Небо или Царство Небесное, Царство Духа Любви. Состояние рая в сердце человека знаменуется состоянием совершенной, всепоглощающей любви, мира, радости в Духе Святом, - состоянием абсолютного счастья, умиления и блаженства, которое невозможно выразить словами.
Смысл же спасения состоит в том, чтобы еще при жизни в грубом, биологическом теле, причаститься этого невечернего Света Христовой любви, дабы в момент воскресения - перехода, рождения в мир иной, духовный, - выдержать Суд этого Света ("Суд же состоит в том, что Свет пришёл…" (Ин.3.19)), и по закону сходности (сродности) добра и зла ("Что общего меж светом и тьмою?..") соединиться с миром ангельским в Царстве Божием, и в результате стать ангелом самому. "Ибо когда из мёртвых воскреснут (тут и духовно, и буквально, мистично, ожив в духовном, тонко материальном мире в духовном же, по Феофану Затворнику - тонком, эфирном теле, - О.В.), тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на Небесах ("как" - потому, что дабы стать ангелом, "вестником" Божиим в полном смысле этого слова, необходимо время, - период духовного возрастания, - О.В.)" (Мк. 12.25). Ибо "мера человеческая - она же и мера Ангела" (Откр. 21.17)…
[Из книги "Вкус благодати". Книга в электронном виде: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий