Ответы священнослужителя
Епископ Олег (Ведмеденко)
КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ
Вопрос: ««Как известно, Иоанн Креститель обещал, что Иисус Христос будет крестить Духом Святым. Относительно крещения Духом существуют самые разные мнения. Итак, что же это такое? Все ли христиане крещены Духом? Может ли человек "иметь Духа Святого", не будучи крещённым Духом?»»
Ответ: Слово «крещение» происходит от греческого «баптисма», и означает «полное погружение». Таким образом крещение Духом Святым не что иное, как полное погружение в благодать Всесвятого Духа. Однако крещение на самом деле едино и нераздельно, как нераздельна Сама Троица: крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И когда мы говорим о крещении Духом, то речь здесь идёт не о каком-либо отдельном явлении, но о доминирующем.
Когда человек ещё только приходит к вере, находится в первом дне Шестоднева творения духовности, на первой ступеньке «лестницы в Небо», – то в духовном делании доминирует крещение «во имя Отца»: «Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя…» И Иоанново крещение, крещение покаяния, собственно и есть крещение в веру (точнее крещение возрождения веры, ибо Иоанн крестил иудеев – народ веры – к тому времени утративший веру даже и подзаконную, став фактически беззаконным. Кстати, та же ситуация с абсолютной точностью повторяется и в наши дни. И сегодня с амвонов всех религиозных деноминаций звучит призыв к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось!..» Я говорю не о букве, а о духе Писания).
Следующий этап – крещение «во имя Сына»: «И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…» На этом этапе доминирует Сын – Слово, становящееся плотью. Это период воплощения, усыновления, реализации веры, которая «от слышания». Тайна, сокрытая от веков и родов – Христос в нас… Этот период знаменуется возрастанием в Слове до высоты заповеди Любви, мистическим рождением свыше (приобретением благодати смирения – то есть «зачатка Духа»), делами веры уже не страха ради, но Христа ради. Период духовного подъёма «от веры в веру». Здесь верующий уже не раб, но сын. Это есть период возрастания от рождества до воскресения в нас веры смиренной, осуществляемой в любви; приобретения и умножения мистического опыта единения с Творцом посредством живой молитвы сердца, ощущения присутствия Божества, видения «славы Его, славы, как Единородного от Отца»:
«…А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4.14). «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого…» (Ин. 20.22).
И, наконец, крещение «во имя Духа»: «И в Духа Святого, Господа животворящего…». Это этап доминанты иного Утешителя, уже не только Слова, но Духа Правды. То, что ощущалось сердцем сперва лишь как «зачаток Духа», да и то большей частью в виде непродолжительных озарений, – возрастает до глубины мистического опыта Божественной реальности. Это период возрастания «от славы в славу», от Воскресения до Вознесения, до Пятидесятницы. Период принятия силы, помазания на служение и возрастания «из силы в силу». Период «сопровождающих знамений» (см. Мк. 16.17), обретения в полноте даров Всесвятого Духа, – период подъёма до высот совершенной любви, высот Боговедения и Богосозерцания. Период обожения. И нет предела этому присноблаженному «погружению» в Благодать…
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7.38–39). Принять, и всецело отдаться сему благословенному «Храмовому потоку», полностью погрузившись, крестившись в нём, – вот оно, крещение Духом Святым!..
Всякий ли номинально крещённый христианин АВТОМАТИЧЕСКИ поднимается до этой высоты? Безусловно, нет! Царство Божие усилиями восхищается, и таинство крещения (в православии оно дополняется таинством миропомазания) лишь открывает путь. И хотя в нём присутствует ВСЯ полнота Благодати, но не всяк в состоянии её принять, а «СКОЛЬКО МОЖЕТ ВМЕСТИТЬ». Это как если бы для крещения Духом требовалась «ведро» Благодати, а сердце в состоянии вместить лишь «напёрсток». По этому поводу апостол изрёк:
«Ещё скажу: наследник (христианин – наследник Благодати, «сонаследник Христу»), доколе в детстве (пока ещё ребёнок, ещё только питается «чистым словесным молоком» и далёк от «твёрдой» духовной пищи «мужа совершенного в меру возраста Христова»), ничем не отличается от раба (а «раб» – не сын, рабу ещё предстоит возрасти в вере до уровня «сына»), хотя и господин всего (хотя «де юре» всё для него уже готово, только сумей принять это «де факто»)» (Гал. 4.1).
Может ли человек иметь зачаток Духа Святого, не будучи «крещён Духом» (полностью погружен в Него)? Конечно! Ибо и покаяние, и вера, да и само Слово, от которого проистекает вера, – всё сим Духом совершается:
«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея НАЧАТОК Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8.23).
«Когда тот Муж пошёл на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повёл меня по воде; воды было по лодыжку.
И ещё отмерил тысячу, и повёл меня по воде; воды было по колено. И ещё отмерил тысячу, и повёл меня; воды было по поясницу.
И ещё отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток…» (Иез. 47.3–5).
[Из книги "Вкус благодати". Книга в электронном виде: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Епископ Олег (Ведмеденко)
КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ
Вопрос: ««Как известно, Иоанн Креститель обещал, что Иисус Христос будет крестить Духом Святым. Относительно крещения Духом существуют самые разные мнения. Итак, что же это такое? Все ли христиане крещены Духом? Может ли человек "иметь Духа Святого", не будучи крещённым Духом?»»
Ответ: Слово «крещение» происходит от греческого «баптисма», и означает «полное погружение». Таким образом крещение Духом Святым не что иное, как полное погружение в благодать Всесвятого Духа. Однако крещение на самом деле едино и нераздельно, как нераздельна Сама Троица: крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И когда мы говорим о крещении Духом, то речь здесь идёт не о каком-либо отдельном явлении, но о доминирующем.
Когда человек ещё только приходит к вере, находится в первом дне Шестоднева творения духовности, на первой ступеньке «лестницы в Небо», – то в духовном делании доминирует крещение «во имя Отца»: «Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя…» И Иоанново крещение, крещение покаяния, собственно и есть крещение в веру (точнее крещение возрождения веры, ибо Иоанн крестил иудеев – народ веры – к тому времени утративший веру даже и подзаконную, став фактически беззаконным. Кстати, та же ситуация с абсолютной точностью повторяется и в наши дни. И сегодня с амвонов всех религиозных деноминаций звучит призыв к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось!..» Я говорю не о букве, а о духе Писания).
Следующий этап – крещение «во имя Сына»: «И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…» На этом этапе доминирует Сын – Слово, становящееся плотью. Это период воплощения, усыновления, реализации веры, которая «от слышания». Тайна, сокрытая от веков и родов – Христос в нас… Этот период знаменуется возрастанием в Слове до высоты заповеди Любви, мистическим рождением свыше (приобретением благодати смирения – то есть «зачатка Духа»), делами веры уже не страха ради, но Христа ради. Период духовного подъёма «от веры в веру». Здесь верующий уже не раб, но сын. Это есть период возрастания от рождества до воскресения в нас веры смиренной, осуществляемой в любви; приобретения и умножения мистического опыта единения с Творцом посредством живой молитвы сердца, ощущения присутствия Божества, видения «славы Его, славы, как Единородного от Отца»:
«…А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4.14). «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого…» (Ин. 20.22).
И, наконец, крещение «во имя Духа»: «И в Духа Святого, Господа животворящего…». Это этап доминанты иного Утешителя, уже не только Слова, но Духа Правды. То, что ощущалось сердцем сперва лишь как «зачаток Духа», да и то большей частью в виде непродолжительных озарений, – возрастает до глубины мистического опыта Божественной реальности. Это период возрастания «от славы в славу», от Воскресения до Вознесения, до Пятидесятницы. Период принятия силы, помазания на служение и возрастания «из силы в силу». Период «сопровождающих знамений» (см. Мк. 16.17), обретения в полноте даров Всесвятого Духа, – период подъёма до высот совершенной любви, высот Боговедения и Богосозерцания. Период обожения. И нет предела этому присноблаженному «погружению» в Благодать…
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7.38–39). Принять, и всецело отдаться сему благословенному «Храмовому потоку», полностью погрузившись, крестившись в нём, – вот оно, крещение Духом Святым!..
Всякий ли номинально крещённый христианин АВТОМАТИЧЕСКИ поднимается до этой высоты? Безусловно, нет! Царство Божие усилиями восхищается, и таинство крещения (в православии оно дополняется таинством миропомазания) лишь открывает путь. И хотя в нём присутствует ВСЯ полнота Благодати, но не всяк в состоянии её принять, а «СКОЛЬКО МОЖЕТ ВМЕСТИТЬ». Это как если бы для крещения Духом требовалась «ведро» Благодати, а сердце в состоянии вместить лишь «напёрсток». По этому поводу апостол изрёк:
«Ещё скажу: наследник (христианин – наследник Благодати, «сонаследник Христу»), доколе в детстве (пока ещё ребёнок, ещё только питается «чистым словесным молоком» и далёк от «твёрдой» духовной пищи «мужа совершенного в меру возраста Христова»), ничем не отличается от раба (а «раб» – не сын, рабу ещё предстоит возрасти в вере до уровня «сына»), хотя и господин всего (хотя «де юре» всё для него уже готово, только сумей принять это «де факто»)» (Гал. 4.1).
Может ли человек иметь зачаток Духа Святого, не будучи «крещён Духом» (полностью погружен в Него)? Конечно! Ибо и покаяние, и вера, да и само Слово, от которого проистекает вера, – всё сим Духом совершается:
«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея НАЧАТОК Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8.23).
«Когда тот Муж пошёл на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повёл меня по воде; воды было по лодыжку.
И ещё отмерил тысячу, и повёл меня по воде; воды было по колено. И ещё отмерил тысячу, и повёл меня; воды было по поясницу.
И ещё отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток…» (Иез. 47.3–5).
[Из книги "Вкус благодати". Книга в электронном виде: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий