НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, КАК ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Епископ Олег (Ведмеденко)
О национальной идее сегодня не говорит разве что ленивый. Этим словосочетанием прикрываются практически все политики и государственные деятели. Правда, до сих пор еще никто не смог выдвинуть, более того, сформулировать действительно объединяющую идею украинской нации. Что же на самом деле является национальной идеей? Национальная идея – это идея совершенствования, причем прежде всего духовного совершенствования народа. И идея эта – абсолютно универсальна. Кто-то считает национальной идеей какие-либо имперские амбиции или стремления, или еще что-то, но на самом деле они не могут быть высшим национальным замыслом. Подлинной национальной идеей является лишь идея совершенствования, как путь обретения нераздельной свободы.
Как человек – это дух (собственное наше “я”), имеющий душу (разум, волю, эмоции), и живущий в теле, так и совокупность людей – это прежде всего дух (характерный дух нации), имеющий живую душу (культуру, философию, ментальность), и живущий в теле (здесь экономика, политика, наука, также и определенная территория). И определяющими тут являются именно духовные вещи. Если бы мы это сознавали – ошибок бы довелось совершать значительно меньше. И хочется именно это донести до нашего общества. Ибо наблюдая нынешние политические баталии, эту “мышиную возню”, и если знаешь реальную идею – то горько молчать...
Напрашивается одна библейская аналогия. У пророка Захарии сказано: “И я поднял глаза мои, и увидел...” Если ты сумеешь поднять духовные очи свои и познать все творящееся с высоты высшего видения, духовно осмыслить глобальные вещи, то уже исходя из этого свободно сможешь решать и какие-то локальные, тактические вопросы. В настоящее время, как метко выразился один аналитик, мы наблюдаем в обществе некую “битву лысых за расческу”. И от этого становится невыносимо больно, ведь и я член этого общества – я украинец, это моя семья, мой дом. И очень хочется достучаться до слепых сердец, раскрыть глаза, показать действительное видение национальной идеи – как процесса прежде всего духовного (просветления внутренней, духовной силой через неизлучение зла), а затем и душевного, и материального совершенствования людей. Это и есть смысл бытия как собственно демоса, так и каждого его представителя в частности. Цель же такого совершенствования – прежде всего внутренняя, также и внешняя свобода.
Начинать же нужно с внедрения в сознание общества определенного морального императива, необходимости жить по-совести (“императив” – от латинского imperativus: требование, приказ, закон. Речь идет об общезначимом моральном распоряжении, правиле, выражающем необходимость действовать так, а не иначе).
Что касается роли религии в данном вопросе, то недавно я разговаривал со знакомым журналистом, и услышал следующее: “Когда я бываю в церквях, и вижу что там делается – то можно подумать, что людей создали для того лишь, чтобы они целыми днями стояли на коленях и бились головой об пол. Как мне кажется, несколько мизерно для Господнего творения. Посему, не кажется ли Вам, что современное религиозное христианское мировоззрение себя уже изжило?..”
Дело в том, что существует Церковь и церковь. Церковь вечная, которая была от начала. И в данном случае речь идет не об архитектуре, не о хоровом пении, не об искусстве, не о банковских счетах и не о политике церковной. Речь идет об идее. Что такое церковь по определению? Церковь – это собрание праведников. А кто такие праведники? Это люди, которые, во-первых, ищут правду, во-вторых – нашли ее, и, наконец, идут путем праведности, ведущим в жизнь вечную.
На самом деле любая религиозная идея – это идея духовного развития, внутреннего совершенствования. И именно христианская доктрина предлагает наивысший его уровень. Уже в зороастризме Заратустра высказал идею “возлюби ближнего своего”. Христианство же пошло дальше, и учит: “возлюби и врага своего...” Разве может быть что-либо выше?
Христианство – это прежде всего идея. Идея милосердия, идея смирения (здесь смирение как неизлучение зла) и всеобъемлющей любви. И на самом деле идея эта себя далеко не изжила. Действительно, вокруг нее много пены, как и на любой волне. Например, ветхозаветная идея исполнения заповедей Божьих была фактически дискредитирована фарисеями; в наше время то же самое происходит и с новозаветными евангельскими идеалами. К сожалению, фарисейская закваска гордыни, лености и лукавства вошла ныне в церковную жизнь, и не замечают этого разве что сами фарисеи. Кстати, об этом подробнее можно прочесть в одной из последних моих статей: «Церковь – это не крестильно-похоронный кооператив» (см. раздел “Статьи” сайта Библейской школы духовного совершенствования епископа Олега (Ведмеденко): http://vedmedenko.org/statti.php?num=148 ).
Христианство – это не просто некая конфессия, не одна из религиозных деноминаций. Христианство – это вселенская идея милосердия, это путь духовного совершенствования, это состояние души и образ жизни. Это в принципе надконфессионная идея. Нет Бога христианского, католического или же мусульманского. Есть один лишь Бог, имя Которому Любовь, и один лишь путь к Нему – путь неизлучения зла, или же путь смирения.
Истина едина, хотя способы изложения ее могут и должны разниться в зависимости от того, кто как может вместить. Это и есть реализация, среди прочего, человеческого творчества. Мы имеем одну лишь подлинную идею вселенской любви с великим множеством ее реализаций. Ромашка – очень красивый цветок, но если лишь ею засеять всю планету, едва ли это кому-нибудь понравиться.
Будучи созданными по образу Божьему, Его подобие мы призваны нарабатывать сами. Это и есть наш труд, наша миссия здесь, на земле. Бог есть Творец, человек же – создан способным творить, и наша задача, реализовав заложенные в нас способности, действительно стать творцами прекрасного. Бог есть Любовь, соответственно человек – способен любить, и наша задача дарить эту любовь окружающему миру. Бог есть Сущий (на староеврейском – Яхве), то есть Тот, Кто имеет сущность Сам в Себе, или же абсолютно свободный, – и человек, в свою очередь, призван стараться достичь наивысшего уровня свободы совершенства.
Вот мы снова пришли к ответу на поставленный вопрос. Что является смыслом жизни? – прежде всего духовное совершенствование. Что является целью данного совершенствования? – достижение главным образом внутренней свободы. А будет внутренняя – будет и внешняя. Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам...
Если говорить о проблеме будущего Церкви, то можно быть уверенным, что это не будет сплошное поле одинаковых “ромашек” – там будут расти всякие цветы. Церковь по определению должна быть соборной. Однако в ней не станет уже места тернию и волчцам. Человечество действительно обречено войти в эру милосердия. Уверен, что настоящего тысячелетия нам вполне должно хватить. В конце концов, у нас и особой альтернативы-то нет. Как сказано у пророка Иеремии: “Вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз и загоню их в тесное место, чтобы схватили их...” По всей видимости, уже сегодня мы в таком “тесном месте”, что дальше никуда. И, что существенно, мы сами себя туда загнали: экология, недостаток энергетических и даже водных ресурсов, социальные проблемы и т.п. Фактически, мы сегодня стоим перед вопросом элементарного выживания. И здесь речь уже не о тысячелетии, и не о столетии, а о нескольких десятках лет. Вдобавок посмотрите, как уплотнилось время, как все мчится: только что было утро – уже вечер, день пролетает мгновенно. Так и сказано, что в последние дни Господь будет сокращать время. И мы живем именно в этот период. Посему очень важно сейчас информировать общество о действительном ходе событий, об истинном смысле бытия, давать правильные жизненные ориентиры. Необходимо говорить об этом, изъяснять это людям, ибо настал момент истины.
Кстати, что касается буквального конца света, то это как раз новейшие фарисеи запугивают им людей. На самом же деле, когда мы говорим о конце мира – то свидетельствуем не о гибели планеты Земля, не о представленном во многих фильмах киношном Армагеддоне. В действительности речь идет о духовном очищении, о сожжении огнем вселенской энергии добра, жизни, любви всего низменного и нечистого, всего “земного”. Речь о переходе цивилизации людей на новый уровень сознания и жизни – духовный, совершенный уровень. О переходе от заземленного, светского, к духовному (не банально-религиозному) мышлению. Об обретении мистического опыта божественной реальности. О переходе от приземленного, бескрылого мировоззрения к высшей, одухотворенной степени бытия.
Сегодня пришло время вхождения в новую эпоху развития общества, особенностью которой является всеобщее объединение – наук, религий, сообществ, вообще всех людей. Пришло время единения трех основных слагаемых общественной жизни: религии, философии и науки. Исчезают определенные границы, барьеры... Мне нравится фильм Андрея Тарковского “Сталкер”. Помните, в конце фильма, перед входом в комнату исполнения желаний – входом в тонкий, мистический мир метакосмоса (на церковном языке – в небо) сидят трое, прислонившись спинами друг к другу. И хотя смотрят в разные стороны, но наконец они объединились: Сталкер – дух человеческий, настоящая религия; Писатель – душа, философия; Профессор – тело, материальная сфера, наука. Сегодня пришло время сего великого единения.
Сегодня истинная религия, не зашоренная догматизмом и обрядоверием – хоть и гонима теперешними каиафами, но в конце концов все же поднимает голову. И философия, как любомудрие просвещенных, исподволь абстрагируется от аристократического, кабинетного мировосприятия, и становится более прикладной, ставит перед человеком практическую цель – самосовершенствование. И физика, в особенности квантовая физика, в значительной мере уже объединяется с метафизикой – приходит понимание того факта, что мысль материальна, и полного разделения на материальное и нематериальное осуществить просто невозможно.
Нам необходимо начать работать над собой, отринув все суетное. Духовно работать. У гроба карманов нет. Довольно обеспечивать жизнь – время уже жить! Цивилизация достигла такого уровня, что мы на самом деле уже давно обеспечены. Время начинать жить так, чтобы, как писал классик, не было нам мучительно больно за бесцельно прожитые дни и годы. С собой ничего не возьмешь, ни спички сгоревшей. Все тлен на самом деле, единственно, что действительно важно – это тот уровень внутренней свободы, на котором находимся в данный момент. И не только в момент перехода в новое качество бытия – имею в виду смерть физического тела человека. Духовное совершенствование крайне необходимо и в этой жизни, ведь это – свобода прежде всего от страха, в том числе и от страха смерти. Это свобода от гнева и обиды, от зависти и агрессии, от губительных страстей и переутомления. Фактически это – свобода от несчастливости нашей. Подошло время этой свободы – близко, уже при дверях. Просто следует остановиться на путях своих, и вернуть все с головы на ноги. Просто разобраться, что в действительности является смыслом жизни, и успокоиться. И начать уже жить, ежедневно думая: а что еще я могу сделать для своего совершенствования? И тогда человек сделается счастливым, и каждый день его наполнится содержанием. Не “квартиры, машины и деньги, деньги, деньги...”, а свобода совершенства! Не жить, чтобы есть, а есть, чтобы жить. Жить же – чтобы совершенствоваться ради обетованной свободы...
Бытует мысль, что человек прожил лишь то время, которое он запомнил. Если взять обычного человека на улице и спросить, сколько дней своей жизни он может вспомнить, то ответ будет – максимум двадцать, пусть тридцать дней. Вот и имеем реальный возраст современного обычного человека – несколько десятков дней. А все остальное – беговая дорожка, сотни тысяч, миллионы беговых дорожек. Суета... Ничто так не угашает Дух, как суета и пустословие. Это как два лезвия ножниц, мало-помалу кроящих наше сущее. А следовало бы уже остановиться на дорогах своих. Следовало бы образовать новую, настоящую жизнь.
Довольно бегать, довольно суетиться, довольно шуметь. Время поднять глаза, и увидеть небо, и выйти в лес, в поле, в горы, дабы полной грудью вдохнуть чистого воздуха.
Время открыть сердце свое пред небом в самоотречении и любви.
Раскрыться навстречу Богу и стихии.
И начать Жить...
И упиваться каждой минутой чистого, яркого бытия, как бесценной каплей естественного нектара. Ощущать его на прикосновенье, на вкус. Наслаждаться таким коротким, и таким весомым для каждого из нас, ежедневно постигая сильный интерес очищения, терпкую радость совершенствования и великий подъем от обретения овеянной мечтой свободы.
[Статья «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, КАК ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» на сайте Библейской школы епископа Олега Ведмеденко: http://vedmedenko.org//statti.php?num=161 ]
Епископ Олег (Ведмеденко)
О национальной идее сегодня не говорит разве что ленивый. Этим словосочетанием прикрываются практически все политики и государственные деятели. Правда, до сих пор еще никто не смог выдвинуть, более того, сформулировать действительно объединяющую идею украинской нации. Что же на самом деле является национальной идеей? Национальная идея – это идея совершенствования, причем прежде всего духовного совершенствования народа. И идея эта – абсолютно универсальна. Кто-то считает национальной идеей какие-либо имперские амбиции или стремления, или еще что-то, но на самом деле они не могут быть высшим национальным замыслом. Подлинной национальной идеей является лишь идея совершенствования, как путь обретения нераздельной свободы.
Как человек – это дух (собственное наше “я”), имеющий душу (разум, волю, эмоции), и живущий в теле, так и совокупность людей – это прежде всего дух (характерный дух нации), имеющий живую душу (культуру, философию, ментальность), и живущий в теле (здесь экономика, политика, наука, также и определенная территория). И определяющими тут являются именно духовные вещи. Если бы мы это сознавали – ошибок бы довелось совершать значительно меньше. И хочется именно это донести до нашего общества. Ибо наблюдая нынешние политические баталии, эту “мышиную возню”, и если знаешь реальную идею – то горько молчать...
Напрашивается одна библейская аналогия. У пророка Захарии сказано: “И я поднял глаза мои, и увидел...” Если ты сумеешь поднять духовные очи свои и познать все творящееся с высоты высшего видения, духовно осмыслить глобальные вещи, то уже исходя из этого свободно сможешь решать и какие-то локальные, тактические вопросы. В настоящее время, как метко выразился один аналитик, мы наблюдаем в обществе некую “битву лысых за расческу”. И от этого становится невыносимо больно, ведь и я член этого общества – я украинец, это моя семья, мой дом. И очень хочется достучаться до слепых сердец, раскрыть глаза, показать действительное видение национальной идеи – как процесса прежде всего духовного (просветления внутренней, духовной силой через неизлучение зла), а затем и душевного, и материального совершенствования людей. Это и есть смысл бытия как собственно демоса, так и каждого его представителя в частности. Цель же такого совершенствования – прежде всего внутренняя, также и внешняя свобода.
Начинать же нужно с внедрения в сознание общества определенного морального императива, необходимости жить по-совести (“императив” – от латинского imperativus: требование, приказ, закон. Речь идет об общезначимом моральном распоряжении, правиле, выражающем необходимость действовать так, а не иначе).
Что касается роли религии в данном вопросе, то недавно я разговаривал со знакомым журналистом, и услышал следующее: “Когда я бываю в церквях, и вижу что там делается – то можно подумать, что людей создали для того лишь, чтобы они целыми днями стояли на коленях и бились головой об пол. Как мне кажется, несколько мизерно для Господнего творения. Посему, не кажется ли Вам, что современное религиозное христианское мировоззрение себя уже изжило?..”
Дело в том, что существует Церковь и церковь. Церковь вечная, которая была от начала. И в данном случае речь идет не об архитектуре, не о хоровом пении, не об искусстве, не о банковских счетах и не о политике церковной. Речь идет об идее. Что такое церковь по определению? Церковь – это собрание праведников. А кто такие праведники? Это люди, которые, во-первых, ищут правду, во-вторых – нашли ее, и, наконец, идут путем праведности, ведущим в жизнь вечную.
На самом деле любая религиозная идея – это идея духовного развития, внутреннего совершенствования. И именно христианская доктрина предлагает наивысший его уровень. Уже в зороастризме Заратустра высказал идею “возлюби ближнего своего”. Христианство же пошло дальше, и учит: “возлюби и врага своего...” Разве может быть что-либо выше?
Христианство – это прежде всего идея. Идея милосердия, идея смирения (здесь смирение как неизлучение зла) и всеобъемлющей любви. И на самом деле идея эта себя далеко не изжила. Действительно, вокруг нее много пены, как и на любой волне. Например, ветхозаветная идея исполнения заповедей Божьих была фактически дискредитирована фарисеями; в наше время то же самое происходит и с новозаветными евангельскими идеалами. К сожалению, фарисейская закваска гордыни, лености и лукавства вошла ныне в церковную жизнь, и не замечают этого разве что сами фарисеи. Кстати, об этом подробнее можно прочесть в одной из последних моих статей: «Церковь – это не крестильно-похоронный кооператив» (см. раздел “Статьи” сайта Библейской школы духовного совершенствования епископа Олега (Ведмеденко): http://vedmedenko.org/statti.php?num=148 ).
Христианство – это не просто некая конфессия, не одна из религиозных деноминаций. Христианство – это вселенская идея милосердия, это путь духовного совершенствования, это состояние души и образ жизни. Это в принципе надконфессионная идея. Нет Бога христианского, католического или же мусульманского. Есть один лишь Бог, имя Которому Любовь, и один лишь путь к Нему – путь неизлучения зла, или же путь смирения.
Истина едина, хотя способы изложения ее могут и должны разниться в зависимости от того, кто как может вместить. Это и есть реализация, среди прочего, человеческого творчества. Мы имеем одну лишь подлинную идею вселенской любви с великим множеством ее реализаций. Ромашка – очень красивый цветок, но если лишь ею засеять всю планету, едва ли это кому-нибудь понравиться.
Будучи созданными по образу Божьему, Его подобие мы призваны нарабатывать сами. Это и есть наш труд, наша миссия здесь, на земле. Бог есть Творец, человек же – создан способным творить, и наша задача, реализовав заложенные в нас способности, действительно стать творцами прекрасного. Бог есть Любовь, соответственно человек – способен любить, и наша задача дарить эту любовь окружающему миру. Бог есть Сущий (на староеврейском – Яхве), то есть Тот, Кто имеет сущность Сам в Себе, или же абсолютно свободный, – и человек, в свою очередь, призван стараться достичь наивысшего уровня свободы совершенства.
Вот мы снова пришли к ответу на поставленный вопрос. Что является смыслом жизни? – прежде всего духовное совершенствование. Что является целью данного совершенствования? – достижение главным образом внутренней свободы. А будет внутренняя – будет и внешняя. Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам...
Если говорить о проблеме будущего Церкви, то можно быть уверенным, что это не будет сплошное поле одинаковых “ромашек” – там будут расти всякие цветы. Церковь по определению должна быть соборной. Однако в ней не станет уже места тернию и волчцам. Человечество действительно обречено войти в эру милосердия. Уверен, что настоящего тысячелетия нам вполне должно хватить. В конце концов, у нас и особой альтернативы-то нет. Как сказано у пророка Иеремии: “Вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз и загоню их в тесное место, чтобы схватили их...” По всей видимости, уже сегодня мы в таком “тесном месте”, что дальше никуда. И, что существенно, мы сами себя туда загнали: экология, недостаток энергетических и даже водных ресурсов, социальные проблемы и т.п. Фактически, мы сегодня стоим перед вопросом элементарного выживания. И здесь речь уже не о тысячелетии, и не о столетии, а о нескольких десятках лет. Вдобавок посмотрите, как уплотнилось время, как все мчится: только что было утро – уже вечер, день пролетает мгновенно. Так и сказано, что в последние дни Господь будет сокращать время. И мы живем именно в этот период. Посему очень важно сейчас информировать общество о действительном ходе событий, об истинном смысле бытия, давать правильные жизненные ориентиры. Необходимо говорить об этом, изъяснять это людям, ибо настал момент истины.
Кстати, что касается буквального конца света, то это как раз новейшие фарисеи запугивают им людей. На самом же деле, когда мы говорим о конце мира – то свидетельствуем не о гибели планеты Земля, не о представленном во многих фильмах киношном Армагеддоне. В действительности речь идет о духовном очищении, о сожжении огнем вселенской энергии добра, жизни, любви всего низменного и нечистого, всего “земного”. Речь о переходе цивилизации людей на новый уровень сознания и жизни – духовный, совершенный уровень. О переходе от заземленного, светского, к духовному (не банально-религиозному) мышлению. Об обретении мистического опыта божественной реальности. О переходе от приземленного, бескрылого мировоззрения к высшей, одухотворенной степени бытия.
Сегодня пришло время вхождения в новую эпоху развития общества, особенностью которой является всеобщее объединение – наук, религий, сообществ, вообще всех людей. Пришло время единения трех основных слагаемых общественной жизни: религии, философии и науки. Исчезают определенные границы, барьеры... Мне нравится фильм Андрея Тарковского “Сталкер”. Помните, в конце фильма, перед входом в комнату исполнения желаний – входом в тонкий, мистический мир метакосмоса (на церковном языке – в небо) сидят трое, прислонившись спинами друг к другу. И хотя смотрят в разные стороны, но наконец они объединились: Сталкер – дух человеческий, настоящая религия; Писатель – душа, философия; Профессор – тело, материальная сфера, наука. Сегодня пришло время сего великого единения.
Сегодня истинная религия, не зашоренная догматизмом и обрядоверием – хоть и гонима теперешними каиафами, но в конце концов все же поднимает голову. И философия, как любомудрие просвещенных, исподволь абстрагируется от аристократического, кабинетного мировосприятия, и становится более прикладной, ставит перед человеком практическую цель – самосовершенствование. И физика, в особенности квантовая физика, в значительной мере уже объединяется с метафизикой – приходит понимание того факта, что мысль материальна, и полного разделения на материальное и нематериальное осуществить просто невозможно.
Нам необходимо начать работать над собой, отринув все суетное. Духовно работать. У гроба карманов нет. Довольно обеспечивать жизнь – время уже жить! Цивилизация достигла такого уровня, что мы на самом деле уже давно обеспечены. Время начинать жить так, чтобы, как писал классик, не было нам мучительно больно за бесцельно прожитые дни и годы. С собой ничего не возьмешь, ни спички сгоревшей. Все тлен на самом деле, единственно, что действительно важно – это тот уровень внутренней свободы, на котором находимся в данный момент. И не только в момент перехода в новое качество бытия – имею в виду смерть физического тела человека. Духовное совершенствование крайне необходимо и в этой жизни, ведь это – свобода прежде всего от страха, в том числе и от страха смерти. Это свобода от гнева и обиды, от зависти и агрессии, от губительных страстей и переутомления. Фактически это – свобода от несчастливости нашей. Подошло время этой свободы – близко, уже при дверях. Просто следует остановиться на путях своих, и вернуть все с головы на ноги. Просто разобраться, что в действительности является смыслом жизни, и успокоиться. И начать уже жить, ежедневно думая: а что еще я могу сделать для своего совершенствования? И тогда человек сделается счастливым, и каждый день его наполнится содержанием. Не “квартиры, машины и деньги, деньги, деньги...”, а свобода совершенства! Не жить, чтобы есть, а есть, чтобы жить. Жить же – чтобы совершенствоваться ради обетованной свободы...
Бытует мысль, что человек прожил лишь то время, которое он запомнил. Если взять обычного человека на улице и спросить, сколько дней своей жизни он может вспомнить, то ответ будет – максимум двадцать, пусть тридцать дней. Вот и имеем реальный возраст современного обычного человека – несколько десятков дней. А все остальное – беговая дорожка, сотни тысяч, миллионы беговых дорожек. Суета... Ничто так не угашает Дух, как суета и пустословие. Это как два лезвия ножниц, мало-помалу кроящих наше сущее. А следовало бы уже остановиться на дорогах своих. Следовало бы образовать новую, настоящую жизнь.
Довольно бегать, довольно суетиться, довольно шуметь. Время поднять глаза, и увидеть небо, и выйти в лес, в поле, в горы, дабы полной грудью вдохнуть чистого воздуха.
Время открыть сердце свое пред небом в самоотречении и любви.
Раскрыться навстречу Богу и стихии.
И начать Жить...
И упиваться каждой минутой чистого, яркого бытия, как бесценной каплей естественного нектара. Ощущать его на прикосновенье, на вкус. Наслаждаться таким коротким, и таким весомым для каждого из нас, ежедневно постигая сильный интерес очищения, терпкую радость совершенствования и великий подъем от обретения овеянной мечтой свободы.
[Статья «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, КАК ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» на сайте Библейской школы епископа Олега Ведмеденко: http://vedmedenko.org//statti.php?num=161 ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий