Постоянные читатели

воскресенье, 28 января 2018 г.

Отцами не называйте себя…

Ответы священнослужителя

Отцами не называйте себя…

Вопрос: Почему к священнослужителям принято обращаться “отец”, ведь сказано: “Вы же отцами не называйте себя…”

Ответ: Действительно, в Евангелии от Матфея читаем: “И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на Небесах.” Но в этой же главе читаем и следующее:

“А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья…
И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.
Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится” (От Матфея, 23 глава, 8–12 стихи).

Одно из правил экзегетики (науки о толковании Священного Писания) гласит о недопустимости во время исследования Библии изъятия стиха из контекста. В данном случае контекстом является идея смиренномудрия: не называйтесь отцами, ибо один вам Отец; не называйтесь учителями, ибо один вам Учитель; не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник… Однако данное назидание не отрицает духовного отцовства, учительства и наставничества! Наоборот. Апостол Господень Павел пишет: “Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” (Послание апостола Павла к Евреям, 13.7); “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет (Господу. – Авт.)” (К Евреям, 13.17); “Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых” (К Евреям, 13.24) и т.д.

Это что касается наставников. А вот и об учителях: “И Он [Христос] поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова… (Церкви. – Авт.)” (К Ефесянам, 4.11–12); “Для кого я поставлен проповедником и апостолом – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине” (Первое послание апостола Павла к Тимофею, 2.7); “И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки” (Первое к Коринфянам, 12.27–28).

Об отцовстве же духовном говорит так:

“Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу” (Первое к Коринфянам, 4.15–16).

Много наставников – мало отцов, – свидетельствует апостол. Мало тех, которые действительно рождают духовных детей для Господа. Мало совершенных, кои примером своей жизни, даром слова мудрости (не только лишь слова знания) ведут к благодати. Слово “отец” на библейском языке является не только признаком учительства и наставничества, но и признаком совершенства…
Святой апостол Иоанн Богослов рассматривает четыре ступени духовного роста: дети, отроки, юноши, отцы. В Первом соборном послании любимого ученика Христова читаем:

“Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его (ради покаяния и прихода к святой вере – это первый шаг, “в вере вашей – добродетель” (см. Второе Петра, 1.5–9)…
Пишу вам, отроки, ибо вы познали Отца (познали волю Отца посредством Слова: “в добродетели – рассудительность”, – вторая степень на пути духовного совершенствования)…
Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого (показав “в рассудительности – воздержание, а в воздержании – терпение”)…
Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала (познали Бога сердцем, достигли “единства веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром…” (см. К Ефесянам, 4.13–14), явили “в терпении – благочестие, в благочестии – братолюбие, в братолюбии – любовь”)” (Первое Иоанна, 2.12–14).

Сказано в Книге Левит, 10-я глава, 10-й стих: “Чтобы вы могли отличать священное от не священного и нечистое от чистого.” Не в том суть слов Господних, чтобы буквально не называться учителями, наставниками или отцами, – но в том, чтобы не быть учителями своего учения, своих наставлений, не быть “отцами”, рождающими своих последователей. Чтоб не восстали среди нас “люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою” (см. Деяния святых апостолов, 20.28–30). Чтобы никто не говорил: “я Павлов, я Аполлосов, я Кифин…” (см. Первое к Коринфянам, 1.12), но чтобы были учителями учения Божьего, наставниками заповедей Его. Отцами, рождающими сынов Богу, во “Христе Иисусе благовествованием”. Именно поэтому Церковь усвоила своим священнослужителям это, взятое из апостольских слов, духовное звание: “отец”, и не в моей власти менять церковную традицию…

Что же касается обладания пастырями церкви теми качествами, которые соответствуют данному высокому званию, то, согласно Слову, всякий сам даст ответ перед Богом за каждое дело, каждое слово, каждую мысль свою. Апостол предупреждает: “Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает” (К Римлянам, 14.4). Впрочем, безусловно, позитивным моментом является то, что использование духовного титула становится постоянным напоминанием слуге Божьему о той степени служения, которую ждет от него Господь, и о том уровне совершенства, который необходим для этого служения.

“Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира” (К Ефесянам, 4.1–3).


[Из книги "Еще ночь..." (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий