Епископ Олег (Ведмеденко)
Размышления на тему. Реинкарнация
Вопрос: Как вы относитесь к идее реинкарнации, то есть к перевоплощению душ?..
Ответ: Я православный священник. Православие же, как известно, не усвоило себе учение о реинкарнации. Таким образом, не исповедую его и я. Впрочем, отношусь со смирением и христианской терпимостью ко всем религиям, в том числе и к тем, которые таковое учение принимают. Каждый имеет право на собственные взгляды и ошибки. Религия не наука. Религия это поиск духовной связи с Богом. Посему главное, чтобы дорога вела на гору. Нет Бога православного, католического либо протестантского, равно как и христианского, исламского или буддистского. Есть один Бог, имя Которого Любовь, и один путь к Нему – путь смирения, или же неизлучения зла.
Жизнь души за гробом есть тайна за семью печатями. В Первом послании апостола Павла к коринфянам читаем: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан...» (Первое к Коринфянам, 13 глава, 9-10 и 12 стихи).
И действительно, существуют вещи, о которых, по выражению святого Григория Нисского, приличнее молчать. В том числе и из-за ограниченности наших возможностей в познании мира невидимого. Однако сама эта ограниченность не в силах уменьшить естественное желание человека заглянуть «за завесу». Пытливый ум не может остановиться на пути вечного познания, ведь тяга к бесконечному заложена в самом существе человека еще со времен Адама.
Слово «реинкарнация» принято употреблять в смысле перевоплощения человеческой души как в тело человека, так и в животных, растения, и даже в неодушевленные предметы. В действительности же оно означает восстановление жизни в теле. Латинское «re» – восстанавливаю, «in» – в, «caro (carnis)» – тело. Я далек от того, чтобы согласиться с мнением, выраженным в шутливой песне Владимира Высоцкого: «А если туп как дерево – родишься баобабом, и будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь...» Поэтому безоговорочно принимаю возможность восстановления жизни в теле лишь в смысле буквального воскресения: или после клинической смерти в теле физическом, или же после выхода из грубо-физического тела (здесь смерть органическая) – в теле тонком. Разумеется, такое re-in-carnis никак не назовешь реинкарнацией. (Кстати, на означенную тему у меня есть статья, которая называется «Воскрешение человека. Реальный взгляд». С ней вы можете ознакомиться на сайте Библейской школы по адресу http://www.vedmedenko.org/statti.php?num=116)
Если взвешивать идею обновления жизни через призму закона эволюционного развития, то во время рождения на свет каждого ребенка вместе с ним воскресает и информация, генетически унаследованная от его родителей. Таким образом, в каждом из нас живут тысячи поколений, рожденных до нас. Как по мне, то это и есть «реинкарнация» в истинном смысле данного слова...
Итак, вместо фантазировать на тему прямой реинкарнации, лучше дадим ответ на важнейший для всех нас вопрос – в чем смысл бытия. А значит, и попробуем приоткрыть завесу тайн мироздания, выяснить зачем нам это тело, и нужно ли его воскрешать, или там восстанавливать в нем жизнь.
Так в чем же заключается смысл человеческой жизни? Кратчайший ответ – в богоединении. Сущность генезиса, бытия – в духовном развитии, совершенствовании, одухотворении творения (это называется еще обожением) с тем, чтобы по закону подобия оно, творение, могло соединиться со своим Создателем. Соединиться дабы достичь вечной жизни – блаженства вечного богопознания. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле Покорившего ее, в надежде, что и сама тварь (здесь «сама» – то есть добровольно. – Авт.) освобождена будет от рабства тлению (станет духовной. – Авт.)...» (К Римлянам, 8.19-23). По определению архиепископа Луки (в миру профессора, доктора медицины Войно-Ясенецкого), «жизнь мозга и сердца и необходимая для этого совокупная, чудесно скоординированная жизнь всех органов тела, нужны лишь для формирования духа, и прекращаются, когда это формирование завершено, или полностью определилось его направление...»
Вот он, главный вопрос, который ставит перед нами Господь: «Камо грядеши?..», «Куда идешь?..» Если к Богу, к Свету, к высотам любви совершенной – прекрасно! Ты праведник, ибо искал истину, нашел ее в Иисусе Христе (в пути смирения), и идешь этой дорогой правды, ведущий в жизнь вечную. Если же к темноте, к нелюбви, к низменным, плотским желаниям – то увы. Ты определился как тот, кто нарушает вселенский закон эволюции – божественный закон развития, закон Божий, – а следовательно сам избрал себе путь в место мрака бездуховности, место «плача и скрежета зубовного». Плача от невозможности удовлетворить вожделения и страсти свои из-за отсутствия тела, и «скрежета зубов» от злобы за это на Бога, на людей, да и на самого себя.
Таковое адское состояние изображается в Апокалипсисе как озеро, горящее огнем и серой, а конец его – полное выгорание, окончательное уничтожение, смерть вторая, духовная. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая…» (Откровение, 21.8).
Как видим, смысл жизни человека на земле, в теле, – это определиться в направлении хода. И тело здесь выступает как временная «храмина», как инструмент, с помощью которого мы можем творить добро или зло, составлять себе сокровища на небе, или на земле. Как и сказано: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей (на небе. – Авт.) богатством неправедным (земным. – Авт.), чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители...» (Евангелие от Луки, 16.9).
Посему отбросим сие немудреное: «Наверно, в следующей жизни, когда я стану кошкой, на-на, на-на...» Наша земная жизнь, жизнь в теле, у нас явно таки одна. И мы должны уложиться в этот Богом определенный ресурс. Будем же ценить его, ибо в данной школе второгодников не бывает...
«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище. Только бы нам и одетым не оказаться нагими…» (Второе к Коринфянам, 5.1-3)
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Размышления на тему. Реинкарнация
Вопрос: Как вы относитесь к идее реинкарнации, то есть к перевоплощению душ?..
Ответ: Я православный священник. Православие же, как известно, не усвоило себе учение о реинкарнации. Таким образом, не исповедую его и я. Впрочем, отношусь со смирением и христианской терпимостью ко всем религиям, в том числе и к тем, которые таковое учение принимают. Каждый имеет право на собственные взгляды и ошибки. Религия не наука. Религия это поиск духовной связи с Богом. Посему главное, чтобы дорога вела на гору. Нет Бога православного, католического либо протестантского, равно как и христианского, исламского или буддистского. Есть один Бог, имя Которого Любовь, и один путь к Нему – путь смирения, или же неизлучения зла.
Жизнь души за гробом есть тайна за семью печатями. В Первом послании апостола Павла к коринфянам читаем: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан...» (Первое к Коринфянам, 13 глава, 9-10 и 12 стихи).
И действительно, существуют вещи, о которых, по выражению святого Григория Нисского, приличнее молчать. В том числе и из-за ограниченности наших возможностей в познании мира невидимого. Однако сама эта ограниченность не в силах уменьшить естественное желание человека заглянуть «за завесу». Пытливый ум не может остановиться на пути вечного познания, ведь тяга к бесконечному заложена в самом существе человека еще со времен Адама.
Слово «реинкарнация» принято употреблять в смысле перевоплощения человеческой души как в тело человека, так и в животных, растения, и даже в неодушевленные предметы. В действительности же оно означает восстановление жизни в теле. Латинское «re» – восстанавливаю, «in» – в, «caro (carnis)» – тело. Я далек от того, чтобы согласиться с мнением, выраженным в шутливой песне Владимира Высоцкого: «А если туп как дерево – родишься баобабом, и будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь...» Поэтому безоговорочно принимаю возможность восстановления жизни в теле лишь в смысле буквального воскресения: или после клинической смерти в теле физическом, или же после выхода из грубо-физического тела (здесь смерть органическая) – в теле тонком. Разумеется, такое re-in-carnis никак не назовешь реинкарнацией. (Кстати, на означенную тему у меня есть статья, которая называется «Воскрешение человека. Реальный взгляд». С ней вы можете ознакомиться на сайте Библейской школы по адресу http://www.vedmedenko.org/statti.php?num=116)
Если взвешивать идею обновления жизни через призму закона эволюционного развития, то во время рождения на свет каждого ребенка вместе с ним воскресает и информация, генетически унаследованная от его родителей. Таким образом, в каждом из нас живут тысячи поколений, рожденных до нас. Как по мне, то это и есть «реинкарнация» в истинном смысле данного слова...
Итак, вместо фантазировать на тему прямой реинкарнации, лучше дадим ответ на важнейший для всех нас вопрос – в чем смысл бытия. А значит, и попробуем приоткрыть завесу тайн мироздания, выяснить зачем нам это тело, и нужно ли его воскрешать, или там восстанавливать в нем жизнь.
Так в чем же заключается смысл человеческой жизни? Кратчайший ответ – в богоединении. Сущность генезиса, бытия – в духовном развитии, совершенствовании, одухотворении творения (это называется еще обожением) с тем, чтобы по закону подобия оно, творение, могло соединиться со своим Создателем. Соединиться дабы достичь вечной жизни – блаженства вечного богопознания. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле Покорившего ее, в надежде, что и сама тварь (здесь «сама» – то есть добровольно. – Авт.) освобождена будет от рабства тлению (станет духовной. – Авт.)...» (К Римлянам, 8.19-23). По определению архиепископа Луки (в миру профессора, доктора медицины Войно-Ясенецкого), «жизнь мозга и сердца и необходимая для этого совокупная, чудесно скоординированная жизнь всех органов тела, нужны лишь для формирования духа, и прекращаются, когда это формирование завершено, или полностью определилось его направление...»
Вот он, главный вопрос, который ставит перед нами Господь: «Камо грядеши?..», «Куда идешь?..» Если к Богу, к Свету, к высотам любви совершенной – прекрасно! Ты праведник, ибо искал истину, нашел ее в Иисусе Христе (в пути смирения), и идешь этой дорогой правды, ведущий в жизнь вечную. Если же к темноте, к нелюбви, к низменным, плотским желаниям – то увы. Ты определился как тот, кто нарушает вселенский закон эволюции – божественный закон развития, закон Божий, – а следовательно сам избрал себе путь в место мрака бездуховности, место «плача и скрежета зубовного». Плача от невозможности удовлетворить вожделения и страсти свои из-за отсутствия тела, и «скрежета зубов» от злобы за это на Бога, на людей, да и на самого себя.
Таковое адское состояние изображается в Апокалипсисе как озеро, горящее огнем и серой, а конец его – полное выгорание, окончательное уничтожение, смерть вторая, духовная. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая…» (Откровение, 21.8).
Как видим, смысл жизни человека на земле, в теле, – это определиться в направлении хода. И тело здесь выступает как временная «храмина», как инструмент, с помощью которого мы можем творить добро или зло, составлять себе сокровища на небе, или на земле. Как и сказано: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей (на небе. – Авт.) богатством неправедным (земным. – Авт.), чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители...» (Евангелие от Луки, 16.9).
Посему отбросим сие немудреное: «Наверно, в следующей жизни, когда я стану кошкой, на-на, на-на...» Наша земная жизнь, жизнь в теле, у нас явно таки одна. И мы должны уложиться в этот Богом определенный ресурс. Будем же ценить его, ибо в данной школе второгодников не бывает...
«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище. Только бы нам и одетым не оказаться нагими…» (Второе к Коринфянам, 5.1-3)
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий