Постоянные читатели

воскресенье, 26 января 2020 г.

Почему мы болеем, и как стать здоровым

Епископ Олег (Ведмеденко)

Почему мы болеем, и как стать здоровым

1. Почему мы болеем? Как правило, здесь одна из двух причин – либо греховность наша, либо несовершенство (либо обе они вместе). Впрочем, может быть и иной вариант – когда Господь допускает скорбь святому праведнику, дабы посрамить сатану (случай праведного Иова). Или же когда мы частично принимаем на себя болезнь ближнего своего, молясь за него. “Молиться за людей – это кровь проливать”, – свидетельствует старец Силуан (Антонов). Но это уже вопрос служения...

2. Что есть грех? Грех, по определению святого Иоанна Богослова, есть беззаконие (Первое послание апостола Иоанна, 3 глава, 4 стих). Таким образом, греховность человека заключается в нарушении им определенных духовных законов.

3. В чем состоит высший духовный закон? В течение своего исторического развития цивилизация людей неуклонно осваивала различные законы – природы, общественного развития, экономики и т.п. Именно эти науки доминируют в обиходе общества сегодня. К сожалению, достигнув совершенства в исследовании естественных учений, мы упустили важнейшее – надлежащее изыскание законов духовных. Это и стало в данном случае главной причиной всех наших бед. “Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя” – укоряет Господь (Книга пророка Осии, 4.6).

Высшим духовным законом Вселенной является закон совершенствования (закон смирения и любви, закон милосердия) – эволюционный закон одухотворения творения (на языке церковном – закон освящения, “обожения” твари). Это закон развития вещества от неживого, через живое, к высшей форме существования материи – материи мыслящей (человек разумный), и к наивысшей её форме – материи тонкой, духовной, исполненной духом божественной любви (мир ангельский). Добро – идти (жить) в соответствии с законом Божиим; зло – нарушать его.

Нарушение закона (грех) становится возможным лишь на уровне материи мыслящей, то есть человека разумного, достигшего степени образа Божьего (Имя Яхве означает Сущий – Тот, Кто имеет сущность в Самом Себе, Абсолютно Свободный). Поднявшегося до уровня свободы выбора – сознательного выбора между добром и злом (вот почему тварь бессловесная априори является безгрешной). На этом уровне закон совершенствования звучит так: “Отдай плоть – и прими дух…”

Таким образом, грех – это не что иное, как следствие конфликта плоти и духа, противостояние законов самосохранения и самоотречения в нас. Предусмотренное Творцом противоборство звериных инстинктов, утробно-потребительской психологии (по определению апостола Павла – “закона плоти”), с высшим духовным “законом ума” (духа) – психологией духовности, жертвенным законом любви, законом милосердия в человеке. (Духовность – это преобладание духовных интересов над материальными.)

Творец ждет от Своего творения сознательного выбора добра. Именно на ступени Человека разумного, как венца творения вещественного и переходного звена к тонкому, ангельскому плану бытия, и происходит эта борьба. Здесь – дилемма свободного выбора. Здесь – необходимое звено между землей и небом. Здесь – дверь в царство совершенства. Звериная злоба, порожденная плотским инстинктом самосохранения, призвана смениться в нас ангельской любовью, рождённой духовным законом милосердия. Ибо “тварь покорилась суете не добровольно, но по воле Покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих”, – как читаем в Послании святого апостола Павла к римлянам (8 глава, 19–23 стихи).

Примирение и единение с Богом достигается через смирение духа, души и тела. Именно этими усилиями и приобретается вселенская духовная Энергия, кою Церковь именует благодатью Всесвятого Духа, и которая освящает, обоживает, совершенствует тварь. Она одухотворяет создание, вводя его в чертоги вечной жизни, готовя к встрече с его Творцом. В этом – духовный Закон…

Бог – через Слово (закон смирения и любви) – Духом Своим Святым и творит, и совершенствует, и принимает... Нарушение же Закона – грех, как результат гордыни самовосхваления нашего, – закрывает пред нами двери вечной жизни. Но лишь только программа духовного совершенствования дает сбой – немедленно включается механизм обращения нас к смирению. Господь прописывает горькое лекарство страдания и скорби (в том числе, допуская и болезни), и так обращает нас ко спасению. По слову старца Силуана: “Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым – все хорошо, все радостно, все прекрасно...”

4. Как стать здоровым? Должно знать, что лечить надлежит не болезнь, а больного. И что причина недуга всегда находится в самом человеке.

Нет неизлечимых болезней – есть неизлечимые больные!..

Отсутствие правильного разумения и нездоровое мышление приводят к заболеванию тела. Как сказал святой отец Церкви, Григорий Богослов: “Сластолюбием мы покупаем себе повреждение”. И здесь “сластолюбие” в широком значении этого слова: сластолюбие как гордыня самости нашей, как примат закона плоти в нас. Вот подлинная причина всех наших бед и болезней – гордость человеческая! Инструмент же ее – чрезмерность и сластолюбие – главное оружие сатаны. Своими неправильными действиями, по сути, капризами своими (и сластолюбием – прежде всего), мы угашаем Силу, Дух Божий в себе, обрекая себя на недуги и страдания, и вдобавок укорачивая собственную жизнь.

Таким образом, для того, чтобы исцелиться и быть всегда здоровым, необходимо стяжать целебную силу благодати:

1). Устранить духовную причину болезни.

2). Мобилизовать внутренние силы организма на борьбу с нею.

5. Как устранить духовную причину болезни? Это осуществляется не иначе, как только смирением:

а) осознанием собственной своей греховности и несовершенства, и искренним желанием начать новую, чистую жизнь;

б) непритворным покаянием с плодами самоотречения:

- прощением всем своим обидчикам их вин;

- абсолютным доверием Богу и безусловной отдачей себя в Его руки;

- отказом от утробно-потребительской психологии, и изменением мышления с негативного на позитив (неизлучение зла и поиск любви совершенной);

- воздержанностью в слове, в движениях и в пище.

6. Как мобилизовать внутренние силы организма? Это реализуется аскезой – если коротко, то постом и молитвой, на самом же деле значительно объемнее: аскезой духа, души и тела:

- для духа – это молитва (домашняя, церковно-литургийная);

- для души – слово истины (Священное Писание и иная духовная литература);

- для тела – это:

а) пост (в первую очередь как воздержание от чрезмерностей, также и пост буквальный – среда, пятница и другие определенные дни);

б) тесный контакт с природой – со всеми тремя доступными нам стихиями: водой (обязательно холодная вода: обтирание, обливание, купание – см. главу 6 моей книги “Да будет воля Твоя” – “Практические советы на протяжении дня”, пп. 4–6: http://www.vedmedenko.org/books/book6.doc), воздухом (молитва на свежем воздухе, прогулки, спорт, туризм) и землей (стараться ежедневно касаться босыми ногами земли. Даже и зимой не бояться сделать несколько шагов по снегу босиком);

в) физическая активность (утренняя гимнастика, прогулки, легкие спортивные игры, физическая работа и т.п.).

Внутренняя сила, целебная энергия благодати – сокрушительное оружие против болезни. Добыть ее – и хворь уйдет прочь! Смирение – путь; аскеза – средство стяжания благодати. Пилюли же – сомнительный и неуклюжий заменитель означенной силы – на последнем месте в данной борьбе. “Сей же род (в т.ч. и дух злобы поднебесный болезни. – О.В.) изгоняется только молитвою и постом”, – учит Господь (Евангелие от Марка, 9.29). Лишь очищение смирением и аскезой дает нам освобождение. Это касается как непосредственной борьбы с болезнью, так и профилактики заболеваний вообще.

Царство Божие – царство Силы – в нас и вокруг нас: Бог везде есть и все наполняет. Энергия Божья – суть жизненная сила природы (как проявленной, так и не проявленной), и нам необходимо научиться жить, максимально используя эту Силу:

- в наших сердцах скрывается дверь в тонкий мир метакосмоса, исполненный вселенской нетварной энергией Духа;

- в нас, подобно туго закрученной пружине, под каиновой печатью гордыни, сокрыт мистический резерв внутреннего потенциала богочеловека;

- и в нас же таятся неизведанные возможности обретения космической силы окружающей нас проявленной природы.

Эти возможности – в нас! Необходимо лишь пробудить их сладким подвигом смирения и аскезы.

Смирение являет собой внутренние, духовные усилия по приобретению Силы (полностью довериться, раскрыться, отдать себя в руки Божьи – это и есть в действительности смирение); аскеза же – суть внешние, волевые, душевно-телесные наши усилия.

Бытие в строгих условиях аскетического делания (внимание, духовное чтение, пост и молитва, постоянный контакт с природой) ведет к мобилизации внутренних сил организма, в отличие от расслабляющего действия тепличных условий комфортабельного способа жизни. (К слову, относительно “аскезы” бессловесных, то и здесь она имеет место как средство спасения – известно, что животные во время болезни совсем не принимают пищи. Это – знак для нас матушки-природы. Болеют же они потому, что тоже являются участниками эволюционного процесса, а значит – для совершенствования. Тварь бессловесная безгрешна, но не совершенна. Совершенен лишь тонко-вещественный мир святых ангелов Божьих. В нем воистину “Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц...” (Исаии, 25.8)

Иисус назывался Назарянином. Это не просто потому, что родители Его были родом из Назарета, но в первую очередь потому, что и сам Он определенное время был назореем, то есть аскетом. (На еврейском “назорей” – отделенный; на греческом “аскеза” – выделка кожи. Здесь отделенность подвижника духа от плотского, низкого, земного, и “обработка” звериных инстинктов – очищение, освящение души и тела молитвою и постом.) Этим ясным и суровым путем прошли апостолы, отцы Церкви, тысячи и тысячи подвижников веры, которые, отдав плоть и приняв Дух, победили себя, став сынами Божьими по благодати Христовой – земными ангелами или небесными людьми. Это – дорога к небу. Это – путь Христа и Церкви…

7. Что конкретно дает мобилизация внутренних сил?

1) Повышение общего тонуса (жизненной активности) и, как результат, – чрезвычайно малая утомляемость мышц и нервных центров, а также необыкновенное уменьшение энергетических затрат.

2) Оптимизация процессов метаболизма (обмена веществ и энергий, составляющих основу жизнедеятельности; замена низких видов энергии более тонкими, высокими). Соответственно – снижение и нормализация веса тела человека, заметное уменьшение нагрузки на сердечнососудистую систему и т.п.

3) Активизация защитных и очистительных позиций, даже на клеточном уровне (!), что ведет к полнейшему оздоровлению, а также к невозможности появления любых, в том числе и раковых заболеваний организма в дальнейшем.

4) Обнаружение скрытых резервов и возможностей организма, собственно преображение его.

Таким образом, результатом аскетического подвига совершенствования является абсолютное здоровье человека. Не болезнь над человеком, а человек над болезнью! – вот предписание совершенных...

Познав Истину (а она в смирении и любви) человек из немощного существа, связанного по рукам и ногам неумолимыми путами звериных инстинктов, становится богоподобным ангелом – свободным и чистым. (Вот оно: “Развяжи узы ярма!..” – см. Исаии, 58 глава, 6 стих) Вечное будущее которого – наслаждение богоединением со своим Творцом.

Сказано: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (в т.ч. и болезнями своими. – О.В.), и Я успокою вас...” (От Матфея, 11.28);

“И познаете Истину (дорогу спасения – смирение и аскезу, как путь и средства обретения Силы), и Истина сделает вас свободными (в т.ч. и от всех ваших болезней. – О.В.)...” (От Иоанна, 8.32);

“Где Дух Святой – там свобода (свобода от страха, стыда, бедности, боли, болезней и самой смерти. – О.В.)...” (Второе послание апостола Павла к Коринфянам, 3.17);

“Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб ваш и воду вашу; и отвратит от вас болезни...” (Исход, 23.25)

Не для того Господь дал нам Заповеди блаженств, чтобы мы страдали от болезней. Бог не обманывает!..

Совершенные имеют в себе Царство Божие, пришедшее в силе. А в Божьем Царстве болезней не бывает. Посему и скорби, которые терпят совершенные праведники (“В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир!..” (Евангелие от Иоанна, 16.33)), есть не внутренними, а внешними. Болезни к ним не принадлежат. Даже отрицательное влияние отравленной новой цивилизацией внешней среды не способно повредить им, ибо сказано: “И если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы...” (От Марка, 16.18).

Болезнь совершенных, если Господь допускает ее достойным, можно рассматривать лишь как исключение из общего правила, то есть как особый случай внешнего служения святых. Например, праведного Иова (страдания святого праведника, в том числе и от болезни, дабы устыдить сатану), или Христа (здесь высший уровень жертвенной любви – страдания за чужие грехи, когда берутся на себя болезни немощных мира):

“Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились…” (Исаии, 53.3-5)

Болезнь зрелых – вопрос служения, собственно вопрос силы, а не немощи человеческой. Здесь болезнь, как исключение. Правило же – это внутреннее и внешнее здоровье совершенных. Совершенные праведники обыкновенно являются абсолютно здоровыми людьми. Бог – не болеет, Божьи – также. И это – для нас! Это – рядом! Это – сегодня!..

По слову апостола, совершенные несут в теле “колючку, посланца сатаны” (2-е к Коринфянам, 12.7), однако “колючка” эта не внутренняя (разве что помыслы, пока еще не умер сполна для греха), но внешняя. Это борьба против внешних врагов. Внутренне же божественные праведники умерли и воскресли. И здесь лишь внимание на Божьем, стремление высшего совершенства (его всегда мало, всегда хочется еще: “Грешен, Господи! Научи меня любви Своей...”). Известный же случай старца Силуана Афонского, когда Господь не забирал его головную боль, по слову того же старца, был случаем неполноты совершенства: “По болезни смиряется душа, – указывает старец, – значит, мне это на пользу...”

Какого уровня аскеза – такого и здоровье. Если лишь обтираемся мокрым полотенцем и моем ноги утром и на ночь холодной водой – то и здоровье наше будет такое себе, “обтирочное”. Если же обливаемся утром и погружаемся вечером в естественную холодную воду – то и здоровье наше станет соответствующим, ибо полнее будет погружение в благодать.

Вообще же, лучше окунаться в “живую”, то есть проточную, подвижную естественную воду (речка), чем в природную, но статическую. Но лучше окунаться в естественный статический водоем (озеро, пруд), чем просто обливаться на дворе. Впрочем, лучше обливаться на дворе, стоя босыми ногами на земле, чем делать то же самое в ванной комнате. И, наконец, лучше обливаться (принимать контрастный душ) в ванной, чем просто мыть ноги холодной водой и обтираться мокрым холодным полотенцем. Но лучше мыть ноги и обтираться полотенцем, чем ничего не делать...

Так же и относительно молитвы (в течение недели – молитва домашняя, келейная; в воскресенье и праздники – литургия), и поста (для тех, кто может вместить – еженедельное и ежеквартальное очистительное говенье Христа ради), и Слова (занятия Библейской школы в воскресенье, а не диван-компьютер-телевизор). Это – аскеза!

(Кстати, и что касается буквальной церковной десятины – это тоже элемент аскезы. Вспомним Книгу пророка Малахии, 3 главу, 10 стих: “Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных, и не изолью ли на вас благословения (в том числе и благословения здоровья! – О.В.) до избытка?..” Это вопросы того же уровня: отдай плоть – прими Дух. Самоотречение – основа спасения...)

Аскетический режим – это, собственно, мобилизационная и дисциплинарно-организующая пружина духовного совершенствования. Внешне это выглядит так: проснулся – поздоровался с Богом; встал – помылся холодной водой; почистил зубы – пошел на обливание; перед завтраком и спустя – снова короткая молитва; по дороге на работу – прочитал канон по памяти, Иисусова молитва; перед работой и после нее – коротко помолился; перед обедом и после – также; пришел с работы – зеленый чай и на речку окунаться (перед этим несколько стихов из Библии); по дороге туда и назад – Иисусова молитва; перед ужином и вослед – молитва; перед отходом ко сну – к иконе: поблагодарил Бога за день, попросил покоя души и телу на ночь, перекрестил ложе... Пятница – готовим пищу на воскресенье; суббота – для самых ревностных – очистительное говенье Христа ради, в этот же день – в лес, за город, на природу (как хорошо молится!). Воскресенье – Богу день: утром на литургию; после обеденного отдыха – на занятия Библейской школы... Это все – элементы аскезы. Это – церковная дисциплина. Это – внешняя мобилизация внутренних сил…

То же и относительно внутренней аскезы, внутреннего внимания, внутренней дисциплины: хочется сказать лишнее – воздержись; хочется сделать суетное движение – остановись; хочется съесть лишний кусок – приди в себя. Страх? – на самоотчитку! Гнев? – под холодную воду! Суета мирская, страсть, плотские желания? – за четки и на молитву!..

Мы – воинство Христово. Сила всякой армии – в ее идеологии и дисциплине. Идеология наша – смирение и любовь; дисциплина же – внимание и аскеза, как средства на пути совершенствования. Вот порука нашей победы! Вот основа стяжания благодати! Вот путь к свободе! Вот осознанная необходимость!..

Для кого-то ясный и суровый путь смирения и аскезы может показаться слишком суровым. Что ж, выбор всегда за нами. Но, как мне кажется, лучше покаяние и самоотречение, чем пилюли и рискованные врачебные процедуры; строгий пост и холодная вода, чем скальпель хирурга... Выбор – за нами!

8. Как никогда не болеть? Врачи свидетельствуют: “Все болезни от нервов”. Абсолютно верно. Несмирение и внутренне беспокойство, то есть все то, из-за чего мы отдаем духовную энергию жизни, – вот истинная причина всех наших болезней. Сказано: “Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова...” (Иуды, 1.16) Устранить эту причину, смириться, отказаться от утробно-потребительской психологии в пользу психологии духовности (преобладание духовных интересов над материальными), изменить сознание, мышление с отрицательного на положительное (неизлучение зла) – и болезни отойдут в небытие…

Смирение и аскеза – это два крыла, поднимающие нас к небу небес Силы, здоровья и совершенства.

Вывод (одной строкой):

Почему мы болеем? – Из-за греховности и несовершенства нашего.

Что такое грех? – Нарушение духовных законов.

В чем конкретно проявляется это нарушение? Грех и несовершенство выступают на трех уровнях:

- на духовном – как гордость (несмирение) и нелюбовность наша;

- на душевном (разум, воля, эмоции) – как негативность мышления (излучение зла, внутренний и внешний пессимизм) и психология потребительства;

- на телесном – как невоздержанность, чрезмерность и сластолюбие.

Как стать здоровым? – Стяжать целебную внутреннюю силу, духовную энергию благодати. Это верное и праведное лекарство:

1. Устранить духовную причину болезни.

2. Мобилизовать внутренние силы организма на борьбу с нею.

Как устранить причину болезни? Покаянием, самоотречением, смирением и любовью:

- для духа человеческого – раскрыться перед Небом в самоотречении и любви;

- для души – отказаться от утробно-потребительской психологии и не излучать зло;

- для тела – воздерживаться в слове, в движениях и в пище.

Как мобилизовать внутренние силы? Аскезой, или же постом и молитвой:

- для духа – это собственно молитва;

- для души – это слово истины;

- для тела – это пост (в том числе и строгий, на воде), тесное общение с природой (холодная вода, воздух, земля), физическая активность.

Как никогда не болеть? – Не нарушать вселенских духовных законов, и взойти к небу небес внутреннего совершенства…


[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий