Воскресное Евангельское чтение.
Епископ Олег (Ведмеденко)
Время говорить
В седьмое воскресенье по Пятидесятнице читаем Евангелие от Матфея:
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (От Матфея, 9 глава, 27-35 стихи).
Нам, служителям Нового Завета, понятно, что те исцеления, которые буквально происходили 2000 лет назад, были записаны в книгу прежде всего для того, чтобы мы взглянули на них духовными глазами, осветили чрез призму тех чудес нашу нынешнюю жизнь – жизнь каждого из нас в частности, а также общества и церкви в целом.
Кого Господь исцелял в первую очередь? Народ Израиля, народ Божий, народ веры. И если мы люди верующие то, соответственно, все написанное в отношении народа Израиля касается и Израиля духовного – нас с вами, наследников по благодати Христовой Авраама, Исаака и Иакова.
Посмотрим на себя глазами «служителей Нового Завета», и спросим себя: не напоминаем ли и мы зачастую тех двух слепцов? Не страдаем ли и мы духовной немотой, являющейся следствием бездуховности, на библейском языке – беснования?
Два слепца, о коих повествуется в Евангелии, символизируют собой духовную слепоту. Когда мы не просветлены светом истины, не видим дороги к духовному царству (читай – к счастью), то напоминаем тех двух слепцов. Двух потому, что счастье – это наиболее полное удовлетворение прежде всего духовных, но также и физических, материальных потребностей человека. Сегодня же как физическая, так и духовная сферы жизни человечества (которое, кстати, в подавляющем большинстве своем является номинально верующим, официально относится к той или иной конфессии) – находятся в слепоте.
Сия духовная слепота особенно остро проявляется именно в современном духовном Израиле – в нынешней номинальной церкви, церкви последнего периода, изображенной в книге Откровения святому апостолу Иоанну Богослову в образе Лаодикийской церкви – последней из семи церквей (см. Откровение, 3.14-22). В частности в 17-18 стихах данной главы сказано: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател, и не в чём не имею нужды (здесь богат на веру, на видение истины, на понимание воли Божьей. – Авт.); а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг…» Каждая конфессия сегодня высокопарно провозглашает свою монополию на истину в последней инстанции, каждая ставит свои догматы (на греческом «догмат» – определение истины) на первое место, с презрением поглядывая на других; каждая призывает: «Придите к нам, мы научим вас истине!» Но сами будучи слепцами не понимают, что правда заключается в смирении и любви; что истина – в одном слове: «Возлюби!» И кто не имеет этой любви, кто не прозрел – тот обречен брести позади Христа и взывать: «Господи, помилуй!», «Боже, будь милостив к нам!», «Смилуйся над нами, Сыне Давидов!..»
Что хотите от Господа, о род неверный и развращенный? Что вам еще дать? – спрашивает Господь. Я отдал за вас самое дорогое – Свою жизнь, умерев за вас на кресте. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 3.16). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (От Иоанна 17.3). Вместо того чтобы кричать как слепцы – войдем в дом сердца своего вместе с Иисусом, откроем двери сердец наших, содеяв их храмами Божьими (см. Первое послание апостола Павла Коринфянам, 3.16). Ибо стоит Господь под дверью сердец наших и стучит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему...» (Откровение, 3.20). Сделаем свой дом, сердца свои, домом Господним (см. От Матфея, 9.28), и по вере нашей будет нам. И глаза откроются нам: «И познаем истину, и истина сделает нас свободными» (От Иоанна, 8.32). И перестанем быть слепцами, которых ведут слепые поводыри, и не упадем вместе с ними в яму (см. От Матфея, 15.14).
Родной сестрой духовной слепоты является духовная немота. Именно об этой немоте, происходящей от духовного беснования, от внутренней бездуховности, повествуют 32-34 стихи Евангелия от Матфея. Кто же тот «человек немой», которого необходимо привести ко Христу, к Богу-Слову, к Слову Божьему, дабы он наконец заговорил? Кто тот несчастный, которому бес бездуховности заградил уста? Это всё тот же еле теплый религиозный мир, который гордится своим богатством, но не владеет главной ценностью – прежде всего первородным, духовным Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» (От Иоанна, 1.1). Не владеет потому, что не знает. А не знает потому, что не хочет знать как фарисей, которому дороже его “лисья нора” обрядоверия. «Смотрит и не видит, слушает и не разумеет», а следовательно и не воспринимает слова Божьего по духу, и не проповедует надлежащим образом как книжник, коему милее родное “птичье гнездо” догматизма. Мнит, будто бы знает, а на самом деле находится под действием заблуждения, и со всяким неправедным обольщением погибает за то, что «они не приняли любви истинны для своего спасения» (Второе послание Фессалоникийцам, 2.1-12).
«Если бы знали вы, что значит: “милости хочу, а не жертвы», – изрекает Христос фарисеям от религии (см. От Матфея, 12.7). Милосердия и богопознания – вот чего на самом деле ждет от нас Господь, вот что должно лежать на сердце каждого, называющего себя христианином. Милосердие и богопознание – именно об этом должны бы изъяснять духовные пастыри, «ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Книга пророка Малахии, 2.7), и «от избытка сердца говорят уста» (От Матфея, 12.34). Об этом должен кричать пророк Иона в духовной Ниневии мира сего...
Но молчит «человек немой». Мертвая тишина бездуховности властвует в детских садах, школах, высших учебных заведениях. Радио- и телеэфир наводнили секс, насилие и корыстолюбие. Книжные полки прогибаются от кроваво-эротического чтива. Учебник по магии приобрести легче, чем «Добротолюбие» или произведения Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого, Оригена, Кирилла Александрийского, Григория Сковороды. Газеты все более «желтеют» от погони за сомнительными сенсациями: рейтинг, людям нравится... Даже в храмах – центрах духовности – для проповеди Слова Божьего отводится минимум времени.
Разве можно назвать богопознанием пятиминутную проповедь во время литургии единожды в неделю? Разве не является свидетельством духовной немоты отсутствие в церковных приходах воскресных школ для детей и библейских курсов для взрослых? Разве внешнее выполнение обрядов, символики которых в большинстве своем ни священники, ни миряне не понимают, не превратилось в общение немого «на жестах»? Где церковная дисциплина первых христиан? Где голос пастырей, призванных «вязать и решить»? Не пора ли уже открывать уста?!
«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его...» (Исаии, 58.1).
«Время говорить...» (Екклесиаст, 3.7)
[Из книги "Ключ Давидов" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Епископ Олег (Ведмеденко)
Время говорить
В седьмое воскресенье по Пятидесятнице читаем Евангелие от Матфея:
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (От Матфея, 9 глава, 27-35 стихи).
Нам, служителям Нового Завета, понятно, что те исцеления, которые буквально происходили 2000 лет назад, были записаны в книгу прежде всего для того, чтобы мы взглянули на них духовными глазами, осветили чрез призму тех чудес нашу нынешнюю жизнь – жизнь каждого из нас в частности, а также общества и церкви в целом.
Кого Господь исцелял в первую очередь? Народ Израиля, народ Божий, народ веры. И если мы люди верующие то, соответственно, все написанное в отношении народа Израиля касается и Израиля духовного – нас с вами, наследников по благодати Христовой Авраама, Исаака и Иакова.
Посмотрим на себя глазами «служителей Нового Завета», и спросим себя: не напоминаем ли и мы зачастую тех двух слепцов? Не страдаем ли и мы духовной немотой, являющейся следствием бездуховности, на библейском языке – беснования?
Два слепца, о коих повествуется в Евангелии, символизируют собой духовную слепоту. Когда мы не просветлены светом истины, не видим дороги к духовному царству (читай – к счастью), то напоминаем тех двух слепцов. Двух потому, что счастье – это наиболее полное удовлетворение прежде всего духовных, но также и физических, материальных потребностей человека. Сегодня же как физическая, так и духовная сферы жизни человечества (которое, кстати, в подавляющем большинстве своем является номинально верующим, официально относится к той или иной конфессии) – находятся в слепоте.
Сия духовная слепота особенно остро проявляется именно в современном духовном Израиле – в нынешней номинальной церкви, церкви последнего периода, изображенной в книге Откровения святому апостолу Иоанну Богослову в образе Лаодикийской церкви – последней из семи церквей (см. Откровение, 3.14-22). В частности в 17-18 стихах данной главы сказано: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател, и не в чём не имею нужды (здесь богат на веру, на видение истины, на понимание воли Божьей. – Авт.); а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг…» Каждая конфессия сегодня высокопарно провозглашает свою монополию на истину в последней инстанции, каждая ставит свои догматы (на греческом «догмат» – определение истины) на первое место, с презрением поглядывая на других; каждая призывает: «Придите к нам, мы научим вас истине!» Но сами будучи слепцами не понимают, что правда заключается в смирении и любви; что истина – в одном слове: «Возлюби!» И кто не имеет этой любви, кто не прозрел – тот обречен брести позади Христа и взывать: «Господи, помилуй!», «Боже, будь милостив к нам!», «Смилуйся над нами, Сыне Давидов!..»
Что хотите от Господа, о род неверный и развращенный? Что вам еще дать? – спрашивает Господь. Я отдал за вас самое дорогое – Свою жизнь, умерев за вас на кресте. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 3.16). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (От Иоанна 17.3). Вместо того чтобы кричать как слепцы – войдем в дом сердца своего вместе с Иисусом, откроем двери сердец наших, содеяв их храмами Божьими (см. Первое послание апостола Павла Коринфянам, 3.16). Ибо стоит Господь под дверью сердец наших и стучит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему...» (Откровение, 3.20). Сделаем свой дом, сердца свои, домом Господним (см. От Матфея, 9.28), и по вере нашей будет нам. И глаза откроются нам: «И познаем истину, и истина сделает нас свободными» (От Иоанна, 8.32). И перестанем быть слепцами, которых ведут слепые поводыри, и не упадем вместе с ними в яму (см. От Матфея, 15.14).
Родной сестрой духовной слепоты является духовная немота. Именно об этой немоте, происходящей от духовного беснования, от внутренней бездуховности, повествуют 32-34 стихи Евангелия от Матфея. Кто же тот «человек немой», которого необходимо привести ко Христу, к Богу-Слову, к Слову Божьему, дабы он наконец заговорил? Кто тот несчастный, которому бес бездуховности заградил уста? Это всё тот же еле теплый религиозный мир, который гордится своим богатством, но не владеет главной ценностью – прежде всего первородным, духовным Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» (От Иоанна, 1.1). Не владеет потому, что не знает. А не знает потому, что не хочет знать как фарисей, которому дороже его “лисья нора” обрядоверия. «Смотрит и не видит, слушает и не разумеет», а следовательно и не воспринимает слова Божьего по духу, и не проповедует надлежащим образом как книжник, коему милее родное “птичье гнездо” догматизма. Мнит, будто бы знает, а на самом деле находится под действием заблуждения, и со всяким неправедным обольщением погибает за то, что «они не приняли любви истинны для своего спасения» (Второе послание Фессалоникийцам, 2.1-12).
«Если бы знали вы, что значит: “милости хочу, а не жертвы», – изрекает Христос фарисеям от религии (см. От Матфея, 12.7). Милосердия и богопознания – вот чего на самом деле ждет от нас Господь, вот что должно лежать на сердце каждого, называющего себя христианином. Милосердие и богопознание – именно об этом должны бы изъяснять духовные пастыри, «ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Книга пророка Малахии, 2.7), и «от избытка сердца говорят уста» (От Матфея, 12.34). Об этом должен кричать пророк Иона в духовной Ниневии мира сего...
Но молчит «человек немой». Мертвая тишина бездуховности властвует в детских садах, школах, высших учебных заведениях. Радио- и телеэфир наводнили секс, насилие и корыстолюбие. Книжные полки прогибаются от кроваво-эротического чтива. Учебник по магии приобрести легче, чем «Добротолюбие» или произведения Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого, Оригена, Кирилла Александрийского, Григория Сковороды. Газеты все более «желтеют» от погони за сомнительными сенсациями: рейтинг, людям нравится... Даже в храмах – центрах духовности – для проповеди Слова Божьего отводится минимум времени.
Разве можно назвать богопознанием пятиминутную проповедь во время литургии единожды в неделю? Разве не является свидетельством духовной немоты отсутствие в церковных приходах воскресных школ для детей и библейских курсов для взрослых? Разве внешнее выполнение обрядов, символики которых в большинстве своем ни священники, ни миряне не понимают, не превратилось в общение немого «на жестах»? Где церковная дисциплина первых христиан? Где голос пастырей, призванных «вязать и решить»? Не пора ли уже открывать уста?!
«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его...» (Исаии, 58.1).
«Время говорить...» (Екклесиаст, 3.7)
[Из книги "Ключ Давидов" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий