Воскресное Евангельское чтение.
Епископ Олег (Ведмеденко)
АДСКИЙ ОГОНЬ
В воскресенье десятое по Пятидесятнице читаем Евангелие от Матфея:
«Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом...» (От Матфея, 17 глава, 14 – 23 стихи).
Библия – книга пророческая. Все события – толи исторические, или другие, изображенные в ней, – имеют огромное духовное значение для современности. И это пророческое, символическое содержание раскрывается как относительно всей церкви, всего человечества, так и относительно каждого из нас в частности. Сегодняшнее повествование о несчастном бесноватом лунатике также касается нас с вами непосредственно. Но чтобы постичь это, необходимо поднять свои духовные очи от земли к Небу. От приземленного, зашоренного материальными проблемами мышления – к высотам духовности. От дольнего – к горнему. Взглянуть на себя с этой высоты. И тогда откроется истина. Как сказал пророк Захария: «И опять поднял я глаза мои, и вижу…» (Захарии, 6.1). Не напоминаем ли мы, случайно, того больного отрока? Не мучится ли тяжко наша вера, наше разумение, наша жизнь? Не падаем ли и мы то в «огонь», то в «воду»?
Что такое «огонь» на библейском языке? В отрицательном смысле огонь – суть адский жар страданий. Когда не имеем крепкой веры, когда бездуховность становится питательной средой для размножения в нашем сердце разнообразных бесов (“бестия” – по-латыни “зверьё”) – звериных эмоций, низких и диких, примитивных мыслей, направленных на удовлетворение желаний плоти, – то такое состояние нашей души называется в Библии адом, или геенною огненной. «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (От Луки, 12.4 – 5). «И если соблазняет тебя рука твоя (руки на языке Библии – дела. Рука соблазняет – соблазн неправедных действий. – Авт.), отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь (вечную. – Авт.), нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (От Марка, 9.43 – 44).
Исторически геенна – это городская свалка вблизи Иерусалима. Там постоянно горел огонь, и копошились черви. Эта непривлекательная местность и стала символом адских мучений. Где же геенна теперь? Где он, ад? Может где-то под землей? Может в жерле какого-то вулкана? Безусловно, нет! Сказки о кипящих котлах со смолой, раскаленных сковородах, на которых подпрыгивают грешники, о рогатых чертях с вилами наперевес – это не что иное, как плод возбужденного воображения суеверных невежд, «бабские басни», как называет их апостол Павел (см. Первое послание к Тимофею, 4.7). «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (см. 2Тим. 4.3,4). В действительности же геенна, пекло – это страшная и ужасная реальность. Ад на самом деле существует, но существует он в сфере духа, в мире невидимом. Ад – в наших сердцах!
Оставим в покое загробную жизнь души. Как говорит святой апостол Павел: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (Первое послание к коринфянам, 13.9-12). Эту сферу мира невидимого мы все познаем со временем, а сейчас обратим глаза свои на реалии нашей сегодняшней жизни, и поищем в ней сей пресловутый ад.
Оглядимся вокруг. Разве огонь страданий, который возжег сатана в сердцах этого мира, – не адский огонь? Разве не горят в этом огне жажды власти, богатства, удовлетворения разнообразных страстей и желаний плоти души грешных людей? Разве не адский огонь горит в сердцах тех, кто разжигает войны, сеет ненависть и раздор? Разве не этот «неугасимый» огонь ненасытности горит в глазах тех, кто отдал себя на служение сатане? Неугасимый огонь алчностей и ненасытный червь неудовлетворенности своей жизнью. «У ненасытимости две дочери: давай, давай! Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: довольно! Преисподняя и утроба бесплодная (не дающая плода духовного, мира и радости, утроба ненасытная. – Авт.), земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: довольно!» (Притчи Соломона, 30.15,16). «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие (Аваддон – ангел бездны, на еврейском – «Погибель». – Авт.)» (Притчи, 27.20).
Вот она, бездна греха, в которой пылает адский огонь: сердца человеческие, мир, отдавший себя в рабство сатане – духу противления воле Божьей, царствующем над ним («сатана» – супротивник). Каков же результат? Результат один: страдание, плач и скрежет зубов. Плач от осознания своей несчастливости, от уразумения невозможности таким способом удовлетворить свои «всевозрастающие потребности», и скрежет зубов от злости и собственного бессилия. Плач оттого, что «у соседей – больше и лучше», и скрежет зубов от зависти. И как результат – отъединение себя от Бога, сиречь – проклятие греха. А плоды такого проклятия – страх, боль, болезни, бедность, неравенство, войны, катастрофы, стыд, смерть, адский огонь страданий. И если не наступает покаяние, то замыкается этот огонь в «озеро, горящее огнем и серою», а это – «смерть вторая» (вторая смерть – смерть духовная: окончательное, бесповоротное, вечное, навеки уничтожение, – см. Откровение, 21.8).
Но вернемся к нашему евангельскому сомнамбулу. Не напоминаем ли и мы его? Не о нас ли это повествование? Не мы ли падаем то в огонь страданий, то в воду покаяния? Не мы ли грешим? Не мы ли, как сказал святой Григорий Богослов, подпадаем «под власть лукавого, продаем себя под грех, и сластолюбием покупаем себе повреждение»? И страдаем от этого повреждения телесного и духовного, души и тела. И горим в огне страданий. А тогда и раскаиваемся, ибо «как тревога, так и к Богу». И взываем: «Господи, помилуй и прости!» И прощает Он, ибо Долготерпелив и Многомилостив Бог наш, хоть и не оставляет нас без наказания. Но как только нам делается легче – забываем милости Его, и снова тянемся к греху...
Не пора ли уже разорвать этот порочный круг? Не пора ли остановиться на путях своих?
«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: Не пойдем!..» (Иеремии, 6.16).
[Из книги "Ключ Давидов" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Епископ Олег (Ведмеденко)
АДСКИЙ ОГОНЬ
В воскресенье десятое по Пятидесятнице читаем Евангелие от Матфея:
«Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом...» (От Матфея, 17 глава, 14 – 23 стихи).
Библия – книга пророческая. Все события – толи исторические, или другие, изображенные в ней, – имеют огромное духовное значение для современности. И это пророческое, символическое содержание раскрывается как относительно всей церкви, всего человечества, так и относительно каждого из нас в частности. Сегодняшнее повествование о несчастном бесноватом лунатике также касается нас с вами непосредственно. Но чтобы постичь это, необходимо поднять свои духовные очи от земли к Небу. От приземленного, зашоренного материальными проблемами мышления – к высотам духовности. От дольнего – к горнему. Взглянуть на себя с этой высоты. И тогда откроется истина. Как сказал пророк Захария: «И опять поднял я глаза мои, и вижу…» (Захарии, 6.1). Не напоминаем ли мы, случайно, того больного отрока? Не мучится ли тяжко наша вера, наше разумение, наша жизнь? Не падаем ли и мы то в «огонь», то в «воду»?
Что такое «огонь» на библейском языке? В отрицательном смысле огонь – суть адский жар страданий. Когда не имеем крепкой веры, когда бездуховность становится питательной средой для размножения в нашем сердце разнообразных бесов (“бестия” – по-латыни “зверьё”) – звериных эмоций, низких и диких, примитивных мыслей, направленных на удовлетворение желаний плоти, – то такое состояние нашей души называется в Библии адом, или геенною огненной. «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (От Луки, 12.4 – 5). «И если соблазняет тебя рука твоя (руки на языке Библии – дела. Рука соблазняет – соблазн неправедных действий. – Авт.), отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь (вечную. – Авт.), нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (От Марка, 9.43 – 44).
Исторически геенна – это городская свалка вблизи Иерусалима. Там постоянно горел огонь, и копошились черви. Эта непривлекательная местность и стала символом адских мучений. Где же геенна теперь? Где он, ад? Может где-то под землей? Может в жерле какого-то вулкана? Безусловно, нет! Сказки о кипящих котлах со смолой, раскаленных сковородах, на которых подпрыгивают грешники, о рогатых чертях с вилами наперевес – это не что иное, как плод возбужденного воображения суеверных невежд, «бабские басни», как называет их апостол Павел (см. Первое послание к Тимофею, 4.7). «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (см. 2Тим. 4.3,4). В действительности же геенна, пекло – это страшная и ужасная реальность. Ад на самом деле существует, но существует он в сфере духа, в мире невидимом. Ад – в наших сердцах!
Оставим в покое загробную жизнь души. Как говорит святой апостол Павел: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (Первое послание к коринфянам, 13.9-12). Эту сферу мира невидимого мы все познаем со временем, а сейчас обратим глаза свои на реалии нашей сегодняшней жизни, и поищем в ней сей пресловутый ад.
Оглядимся вокруг. Разве огонь страданий, который возжег сатана в сердцах этого мира, – не адский огонь? Разве не горят в этом огне жажды власти, богатства, удовлетворения разнообразных страстей и желаний плоти души грешных людей? Разве не адский огонь горит в сердцах тех, кто разжигает войны, сеет ненависть и раздор? Разве не этот «неугасимый» огонь ненасытности горит в глазах тех, кто отдал себя на служение сатане? Неугасимый огонь алчностей и ненасытный червь неудовлетворенности своей жизнью. «У ненасытимости две дочери: давай, давай! Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: довольно! Преисподняя и утроба бесплодная (не дающая плода духовного, мира и радости, утроба ненасытная. – Авт.), земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: довольно!» (Притчи Соломона, 30.15,16). «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие (Аваддон – ангел бездны, на еврейском – «Погибель». – Авт.)» (Притчи, 27.20).
Вот она, бездна греха, в которой пылает адский огонь: сердца человеческие, мир, отдавший себя в рабство сатане – духу противления воле Божьей, царствующем над ним («сатана» – супротивник). Каков же результат? Результат один: страдание, плач и скрежет зубов. Плач от осознания своей несчастливости, от уразумения невозможности таким способом удовлетворить свои «всевозрастающие потребности», и скрежет зубов от злости и собственного бессилия. Плач оттого, что «у соседей – больше и лучше», и скрежет зубов от зависти. И как результат – отъединение себя от Бога, сиречь – проклятие греха. А плоды такого проклятия – страх, боль, болезни, бедность, неравенство, войны, катастрофы, стыд, смерть, адский огонь страданий. И если не наступает покаяние, то замыкается этот огонь в «озеро, горящее огнем и серою», а это – «смерть вторая» (вторая смерть – смерть духовная: окончательное, бесповоротное, вечное, навеки уничтожение, – см. Откровение, 21.8).
Но вернемся к нашему евангельскому сомнамбулу. Не напоминаем ли и мы его? Не о нас ли это повествование? Не мы ли падаем то в огонь страданий, то в воду покаяния? Не мы ли грешим? Не мы ли, как сказал святой Григорий Богослов, подпадаем «под власть лукавого, продаем себя под грех, и сластолюбием покупаем себе повреждение»? И страдаем от этого повреждения телесного и духовного, души и тела. И горим в огне страданий. А тогда и раскаиваемся, ибо «как тревога, так и к Богу». И взываем: «Господи, помилуй и прости!» И прощает Он, ибо Долготерпелив и Многомилостив Бог наш, хоть и не оставляет нас без наказания. Но как только нам делается легче – забываем милости Его, и снова тянемся к греху...
Не пора ли уже разорвать этот порочный круг? Не пора ли остановиться на путях своих?
«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: Не пойдем!..» (Иеремии, 6.16).
[Из книги "Ключ Давидов" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий