Воскресное Евангельское чтение.
Епископ Олег (Ведмеденко)
“ЖАЖДУЩИЙ, ПУСТЬ ПРИХОДИТ...”
В воскресенье шестое по Пятидесятнице читается в храмах Евангелие от Матфея:
«Тогда Он (Христос), войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их (веру друзей, принесших больного), сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книж¬ников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: «про¬щаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда го¬ворит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, уди¬вился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9 глава, 1-8 стихи).
Рассмотрим это евангельское событие, поднимаясь от буквы повествования к его духовной символике.
В данном случае мы наблюдаем пример духовной немощности, паралич человеческой воли. Несчастный расслабленный находился уже в таком состоянии, когда не имел силы ни двигаться, ни действовать, ни говорить.
Его принесли к Иисусу четыре друга (см. параллельные места Библии – От Марка, 2.1-12; От Луки, 5.17-26). И по вере этих друзей Господь оздоровил его!
Данное евангельское событие имеет глубокое духовно-символическое значение. Расслабленность духовная – это одна из самых серьезных болезней человечества. Это вид беснования, когда бездуховность является питательной средой для размножения в поле человеческих сердец разнообразных бесов (на латыни «бестия» – зверье), или иначе демонов – служебных духов ангела зла (сатаны), «духов злобы поднебесных». Эти «звери полевые», самый хитрый среди которых – дьявол, «змей древний», – овладевают бездуховным человеком и делают его своим рабом, как и сказано: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (Второе соборное послание апостола Петра, 2.19); «Всякий делающий грех, есть раб греха» (От Иоанна, 8.34). Бесы – это не что иное, как наши человеческие страсти, злые желания, управляемые «законом плоти» – плотским лукавым умом человека, проявлением вселенского духа злобы. Они разрушают душу, угнетая, порабощая ум, волю и эмоции человека – то, собственно, из чего и состоит душа. И когда воля полностью контролируется этим «зверинцем» желаний человеческой плоти – тогда и наступает духовная болезнь, название которой «расслабленность» (подчеркну, что Библия – книга в первую очередь духовная. И речь идёт здесь именно о духовной расслабленности, параличе воли, являющимся причиной всех прочих, в том числе и физических болезней человека).
Человек, страдающий духовным параличом, может это сознавать и желать исцелиться, изменить свою жизнь, выйти из-под власти демонской, как об этом сказано в притче о расслабленном, который лежал возле купальни Вифезда (см. Ин. 5.2-15). Каждый из нас или ощущал такую расслабленность на себе, или наблюдал ее среди окружающих. Человек осознает греховность своего бытия. Понимает всю пагубность плохих привычек, алчностей плоти, злых пороков своего характера, им владеющих. Но через паралич души – расслабление воли – не находит в себе внутренних сил для того, чтобы оборвать эту порочную цепь греха, выйти из страны духовного рабства, встать на ноги и начать новую жизнь.
В данном случае Евангелие раскрывает нам тяжелейшую форму духовной расслабленности – состояние, когда уже исчезает сама надежда на исцеление, угасает желание духовно оскоплять себя от плодов плоти. От плотских недостатков, от «злой похоти и любостяжания, которое есть идолослужение» (см. Послание апостола Павла к колоссянам, 3.5), от звериной своей гордости, нелюбовности и агрессивности.
В Евангелии от Матфея читаем: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матерного родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19.12).
В буквальном понимании стиха, здесь речь может идти о монашестве, о воздержании от всего мирского, в том числе и от супружеской жизни. В духовном же понимании эти стихи есть значительно глубже. Речь здесь – о полном духовном обрезании отрицательных качеств в человеке. Есть люди, которые по благодати Божьей рождаются к святости, и с детства живут набожной жизнью (не последнюю роль здесь играет наследственность – генетически утвержденный «багаж праведности», накопленная и приумноженная из рода в род Господняя милость благословляющим Его (см. Исход, 20.5-6)). Есть и такие, которые «сделали сами себя скопцами ради Царства Небесного», т.е. усилиями достигают царства Божьего: работая над собой, лелея в сердце своем «веру, действующую любовью», делами благочестия утверждая ее. А есть и такие, как этот расслабленный, которые нуждаются в том, чтобы над их исцелением поработала Церковь. Чтобы их к Господу принесли друзья, чтобы эти друзья – сами верующие и верные – приложили к ним руки свои, взяли их на руки («руки» на библейском языке – дела), духовно «оскопили» их, приложили усилия, дабы эти заблудшие овечки нашли дорогу к своему Пастырю.
Такими друзьями были ангелы Божьи, силой собственных усилий выведшие семью Лота из обреченного на уничтожение, нечистого, проклятого Содома. В книге Бытие читаем: «Когда взошла заря, то Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил (духовная расслабленность. – Авт.), то мужи те по милости к нему Господней, взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, (опять же «руки» – дела), и вывели его, и поставили его вне города» (Бытие, 19.15-16).
Такими друзьями можем стать и мы с вами, если не пройдем мимо несчастных расслабленных, которые находятся во тьме внешней сего нечестивого мира, который и есть духовным Содомом, – во тьме незнания Бога, холоде уныния, в состоянии беснования бездуховности. Если приложим свои руки, приложим собственные усилия, дабы принести страдающих от духовного паралича к чистому источнику милосердия и богопознания (Вифезда – по-еврейски «Дом милосердия»), к живой воде слова Божьего, дающей веру, которая «от слышания, а слышание – от слова Божия» (К римлянам, 10.17). К тому Учению, о котором «Дух и невеста говорят: прииди! («Невеста» на библейском языке – Церковь. – Авт.) И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром…» (Откровение, 22.17)
[Из книги "Ключ Давидов" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Епископ Олег (Ведмеденко)
“ЖАЖДУЩИЙ, ПУСТЬ ПРИХОДИТ...”
В воскресенье шестое по Пятидесятнице читается в храмах Евангелие от Матфея:
«Тогда Он (Христос), войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их (веру друзей, принесших больного), сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книж¬ников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: «про¬щаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда го¬ворит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, уди¬вился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9 глава, 1-8 стихи).
Рассмотрим это евангельское событие, поднимаясь от буквы повествования к его духовной символике.
В данном случае мы наблюдаем пример духовной немощности, паралич человеческой воли. Несчастный расслабленный находился уже в таком состоянии, когда не имел силы ни двигаться, ни действовать, ни говорить.
Его принесли к Иисусу четыре друга (см. параллельные места Библии – От Марка, 2.1-12; От Луки, 5.17-26). И по вере этих друзей Господь оздоровил его!
Данное евангельское событие имеет глубокое духовно-символическое значение. Расслабленность духовная – это одна из самых серьезных болезней человечества. Это вид беснования, когда бездуховность является питательной средой для размножения в поле человеческих сердец разнообразных бесов (на латыни «бестия» – зверье), или иначе демонов – служебных духов ангела зла (сатаны), «духов злобы поднебесных». Эти «звери полевые», самый хитрый среди которых – дьявол, «змей древний», – овладевают бездуховным человеком и делают его своим рабом, как и сказано: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (Второе соборное послание апостола Петра, 2.19); «Всякий делающий грех, есть раб греха» (От Иоанна, 8.34). Бесы – это не что иное, как наши человеческие страсти, злые желания, управляемые «законом плоти» – плотским лукавым умом человека, проявлением вселенского духа злобы. Они разрушают душу, угнетая, порабощая ум, волю и эмоции человека – то, собственно, из чего и состоит душа. И когда воля полностью контролируется этим «зверинцем» желаний человеческой плоти – тогда и наступает духовная болезнь, название которой «расслабленность» (подчеркну, что Библия – книга в первую очередь духовная. И речь идёт здесь именно о духовной расслабленности, параличе воли, являющимся причиной всех прочих, в том числе и физических болезней человека).
Человек, страдающий духовным параличом, может это сознавать и желать исцелиться, изменить свою жизнь, выйти из-под власти демонской, как об этом сказано в притче о расслабленном, который лежал возле купальни Вифезда (см. Ин. 5.2-15). Каждый из нас или ощущал такую расслабленность на себе, или наблюдал ее среди окружающих. Человек осознает греховность своего бытия. Понимает всю пагубность плохих привычек, алчностей плоти, злых пороков своего характера, им владеющих. Но через паралич души – расслабление воли – не находит в себе внутренних сил для того, чтобы оборвать эту порочную цепь греха, выйти из страны духовного рабства, встать на ноги и начать новую жизнь.
В данном случае Евангелие раскрывает нам тяжелейшую форму духовной расслабленности – состояние, когда уже исчезает сама надежда на исцеление, угасает желание духовно оскоплять себя от плодов плоти. От плотских недостатков, от «злой похоти и любостяжания, которое есть идолослужение» (см. Послание апостола Павла к колоссянам, 3.5), от звериной своей гордости, нелюбовности и агрессивности.
В Евангелии от Матфея читаем: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матерного родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19.12).
В буквальном понимании стиха, здесь речь может идти о монашестве, о воздержании от всего мирского, в том числе и от супружеской жизни. В духовном же понимании эти стихи есть значительно глубже. Речь здесь – о полном духовном обрезании отрицательных качеств в человеке. Есть люди, которые по благодати Божьей рождаются к святости, и с детства живут набожной жизнью (не последнюю роль здесь играет наследственность – генетически утвержденный «багаж праведности», накопленная и приумноженная из рода в род Господняя милость благословляющим Его (см. Исход, 20.5-6)). Есть и такие, которые «сделали сами себя скопцами ради Царства Небесного», т.е. усилиями достигают царства Божьего: работая над собой, лелея в сердце своем «веру, действующую любовью», делами благочестия утверждая ее. А есть и такие, как этот расслабленный, которые нуждаются в том, чтобы над их исцелением поработала Церковь. Чтобы их к Господу принесли друзья, чтобы эти друзья – сами верующие и верные – приложили к ним руки свои, взяли их на руки («руки» на библейском языке – дела), духовно «оскопили» их, приложили усилия, дабы эти заблудшие овечки нашли дорогу к своему Пастырю.
Такими друзьями были ангелы Божьи, силой собственных усилий выведшие семью Лота из обреченного на уничтожение, нечистого, проклятого Содома. В книге Бытие читаем: «Когда взошла заря, то Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил (духовная расслабленность. – Авт.), то мужи те по милости к нему Господней, взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, (опять же «руки» – дела), и вывели его, и поставили его вне города» (Бытие, 19.15-16).
Такими друзьями можем стать и мы с вами, если не пройдем мимо несчастных расслабленных, которые находятся во тьме внешней сего нечестивого мира, который и есть духовным Содомом, – во тьме незнания Бога, холоде уныния, в состоянии беснования бездуховности. Если приложим свои руки, приложим собственные усилия, дабы принести страдающих от духовного паралича к чистому источнику милосердия и богопознания (Вифезда – по-еврейски «Дом милосердия»), к живой воде слова Божьего, дающей веру, которая «от слышания, а слышание – от слова Божия» (К римлянам, 10.17). К тому Учению, о котором «Дух и невеста говорят: прииди! («Невеста» на библейском языке – Церковь. – Авт.) И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром…» (Откровение, 22.17)
[Из книги "Ключ Давидов" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий