ОБЪЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Епископ Олег (Ведмеденко)
На протяжении своего исторического развития духовная жизнь украинского общества пережила немало взлетов и трагических событий. После многих лет вынужденного атеизма народ все же возвращается к вере. Люди ищут истину, стремятся найти ответ на всегдашний вопрос о смысле бытия. Однако ситуация в православной церковной жизни Украины, разномыслие и непонимание между отдельными церквями далеко не способствуют повышению духовности общества. И это беспокоит сознательных его представителей. Во время общения довольно часто слышу такой вопрос: как вы считаете, кто должен решить проблему объединения трех православных ветвей в Украине – имеется в виду Киевский, Московский патриархаты и Украинская автокефальная церковь, – власть, церковь или народ? Есть ли перспектива такого объединения? Ответ на поставленные вопросы дам в этой статье.
Необходимо различать вопросы духовные и политические в данном процессе. Моя задача, как священника, не заниматься политикой, но учить людей, в том числе и политиков, духовным законам. Однако понятно, что любая власть желает иметь под собой определенную авторитетную идеологическую структуру с тем, чтобы комфортно и более эффективно управлять собственным народом. Мы это понимаем, и видим соответствующие примеры. Такие обстоятельства, по моему мнению, складываются сегодня в России, где наблюдается характерное слияние церкви и государства, и где церковь фактически исполняет роль штатного идеолога власти, забрав на себя функции бывшей КПСС. Как мне видится, на деле происходит некая замена партбилетов на нательные крестики.
Понятно, что властным структурам было бы интересно иметь то же и в Украине. Но в нашей стороне, слава Богу, несколько иная ситуация. Так сложилось, что имеем три мощные православные ветви, и еще некоторое количество меньших. На первый взгляд это воспринимается отрицательно, однако на самом деле скрывает в себе положительное зерно. Во-первых, Церковь по определению должна быть соборной – мыслю, и поместная церковь также. Как и исповедуем в православном Символе Веры: “Верую... в единую, святую, соборную и апостольскую церковь”. И это, безусловно, позитив.
Впрочем, существует и негатив, который, однако, по воле Божьей, может стать для нас позитивом. Господь умеет зло оборачивать в добро. Это как болезнь, которая вместе с болью порождает и благо – смиряет, очищает человека. Раскол, как следствие гордыни церковной иерархии, и является болезнью церкви. А как учит старец Силуан (Антонов): “Господь любит людей (это же касается и сообщества, в т.ч. и церковного сообщества людей. – Авт.), но посылает (я бы сказал скорее – допускает. – Авт.) скорби (в т.ч. болезни и расколы. – Авт.) для того, чтобы люди познали немощность свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым – все хорошо, все радостно, все прекрасно...”
Нынешнее духовное состояние номинальной церкви, к сожалению, оставляет желать лучшего; подлинное же объединение возможно лишь при наличии неподдельной братской любви. Поэтому искусственный альянс в некий правоверный «курень», да еще и под началом какого-то определенного лица, в нынешних условиях непременно приведет лишь к диктатуре церковной иерархии, собственно к созданию современного аналога инквизиции средневековья со всеми известными последствиями. Это было бы сотворением «монстра», могущего пожрать любую демократию. Поэтому, отвечая на вопрос об объединении, скажу, что истинное единение возможно лишь Духом Святым – духом смиренномудрия и любви. Духовное объединение – главное. И такое духовное объединение, вопреки всем амбициям церковноначалия, непременно будет, и оно уже происходит – во всех церквях есть люди, оказывающие этому содействие.
А будет объединение духовное – возможно, произойдет и формальное. Но не в том виде, как мы это сегодня себе представляем, а на основе православного соборноправия. И не в известном клубно-келейном формате по принципу “наш – не наш”, а с представительством всех церквей и общин, позиционирующих себя как православные. Это может иметь вид некой церковной “конфедерации” – объединения украинских православных церквей, всеукраинского поместного собора православных церквей и общин и т.п. Не суть важно. Главное – это смирение (умение принять ближнего своего таким, каков он есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды) и Богом завещанная соборность.
Монополия в любой сфере, в т.ч. и в духовной, ведет к стагнации. Принцип же соборноправия – открывает двери для здоровой конкуренции между церквами и религиозными общинами. Той конкуренции, того соревнования, о котором писал апостол Павел: “Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного...” (1Кор.9:24,25)
Сравним церковь (вселенскую, и украинскую в частности) с цветником, или же с живописным селом. Привлекает ли вас такая идея: снести в селе все дома и хозяйства, и переселить их обитателей в большое, красивое, светлое совместное общежитие? В принципе, можно и так, но, как мне кажется, такое село многое утратит. Более привлекательной, по моему мнению, является картина дружного, трудолюбивого поселения, в котором каждая семья живет в своем собственном дворе. И каждый дом имеет свои традиции, поет разнообразные песни, хозяйки показывают каждая свою неповторимую кухню, и дом от дома отличается росписью и внутренним убранством. Где у каждого свой садик и колодец во дворе, вместо общего водопровода и колхозного сада. Где сельчане друг друга любят и уважают, и соборно принимают общие важные решения относительно развития родного села...
Или же случай цветника. Я люблю белые цветы, а среди полевых – ромашки. Однако вообразите, что в Украине росли бы одни лишь ромашки? Куда ни кинь оком – белые, красивые, нежные ромашки... Не обеднела бы наша земля от такого однообразия? Нет, пусть будут разные цветы в саду Божьем – и ромашки, и васильки, и маки красные...
Принцип нелукавого соборного единения сформулировал в свое время Блаженный Августин: в главном – единство, в спорном – свобода, и во всем – любовь. И если единение будет основываться на таком принципе, то оно, бесспорно, будет жить.
[Статья «ОБЪЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ» на сайте Библейской школы епископа Олега Ведмеденко: http://vedmedenko.org/statti.php?num=152 ]
Епископ Олег (Ведмеденко)
На протяжении своего исторического развития духовная жизнь украинского общества пережила немало взлетов и трагических событий. После многих лет вынужденного атеизма народ все же возвращается к вере. Люди ищут истину, стремятся найти ответ на всегдашний вопрос о смысле бытия. Однако ситуация в православной церковной жизни Украины, разномыслие и непонимание между отдельными церквями далеко не способствуют повышению духовности общества. И это беспокоит сознательных его представителей. Во время общения довольно часто слышу такой вопрос: как вы считаете, кто должен решить проблему объединения трех православных ветвей в Украине – имеется в виду Киевский, Московский патриархаты и Украинская автокефальная церковь, – власть, церковь или народ? Есть ли перспектива такого объединения? Ответ на поставленные вопросы дам в этой статье.
Необходимо различать вопросы духовные и политические в данном процессе. Моя задача, как священника, не заниматься политикой, но учить людей, в том числе и политиков, духовным законам. Однако понятно, что любая власть желает иметь под собой определенную авторитетную идеологическую структуру с тем, чтобы комфортно и более эффективно управлять собственным народом. Мы это понимаем, и видим соответствующие примеры. Такие обстоятельства, по моему мнению, складываются сегодня в России, где наблюдается характерное слияние церкви и государства, и где церковь фактически исполняет роль штатного идеолога власти, забрав на себя функции бывшей КПСС. Как мне видится, на деле происходит некая замена партбилетов на нательные крестики.
Понятно, что властным структурам было бы интересно иметь то же и в Украине. Но в нашей стороне, слава Богу, несколько иная ситуация. Так сложилось, что имеем три мощные православные ветви, и еще некоторое количество меньших. На первый взгляд это воспринимается отрицательно, однако на самом деле скрывает в себе положительное зерно. Во-первых, Церковь по определению должна быть соборной – мыслю, и поместная церковь также. Как и исповедуем в православном Символе Веры: “Верую... в единую, святую, соборную и апостольскую церковь”. И это, безусловно, позитив.
Впрочем, существует и негатив, который, однако, по воле Божьей, может стать для нас позитивом. Господь умеет зло оборачивать в добро. Это как болезнь, которая вместе с болью порождает и благо – смиряет, очищает человека. Раскол, как следствие гордыни церковной иерархии, и является болезнью церкви. А как учит старец Силуан (Антонов): “Господь любит людей (это же касается и сообщества, в т.ч. и церковного сообщества людей. – Авт.), но посылает (я бы сказал скорее – допускает. – Авт.) скорби (в т.ч. болезни и расколы. – Авт.) для того, чтобы люди познали немощность свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым – все хорошо, все радостно, все прекрасно...”
Нынешнее духовное состояние номинальной церкви, к сожалению, оставляет желать лучшего; подлинное же объединение возможно лишь при наличии неподдельной братской любви. Поэтому искусственный альянс в некий правоверный «курень», да еще и под началом какого-то определенного лица, в нынешних условиях непременно приведет лишь к диктатуре церковной иерархии, собственно к созданию современного аналога инквизиции средневековья со всеми известными последствиями. Это было бы сотворением «монстра», могущего пожрать любую демократию. Поэтому, отвечая на вопрос об объединении, скажу, что истинное единение возможно лишь Духом Святым – духом смиренномудрия и любви. Духовное объединение – главное. И такое духовное объединение, вопреки всем амбициям церковноначалия, непременно будет, и оно уже происходит – во всех церквях есть люди, оказывающие этому содействие.
А будет объединение духовное – возможно, произойдет и формальное. Но не в том виде, как мы это сегодня себе представляем, а на основе православного соборноправия. И не в известном клубно-келейном формате по принципу “наш – не наш”, а с представительством всех церквей и общин, позиционирующих себя как православные. Это может иметь вид некой церковной “конфедерации” – объединения украинских православных церквей, всеукраинского поместного собора православных церквей и общин и т.п. Не суть важно. Главное – это смирение (умение принять ближнего своего таким, каков он есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды) и Богом завещанная соборность.
Монополия в любой сфере, в т.ч. и в духовной, ведет к стагнации. Принцип же соборноправия – открывает двери для здоровой конкуренции между церквами и религиозными общинами. Той конкуренции, того соревнования, о котором писал апостол Павел: “Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного...” (1Кор.9:24,25)
Сравним церковь (вселенскую, и украинскую в частности) с цветником, или же с живописным селом. Привлекает ли вас такая идея: снести в селе все дома и хозяйства, и переселить их обитателей в большое, красивое, светлое совместное общежитие? В принципе, можно и так, но, как мне кажется, такое село многое утратит. Более привлекательной, по моему мнению, является картина дружного, трудолюбивого поселения, в котором каждая семья живет в своем собственном дворе. И каждый дом имеет свои традиции, поет разнообразные песни, хозяйки показывают каждая свою неповторимую кухню, и дом от дома отличается росписью и внутренним убранством. Где у каждого свой садик и колодец во дворе, вместо общего водопровода и колхозного сада. Где сельчане друг друга любят и уважают, и соборно принимают общие важные решения относительно развития родного села...
Или же случай цветника. Я люблю белые цветы, а среди полевых – ромашки. Однако вообразите, что в Украине росли бы одни лишь ромашки? Куда ни кинь оком – белые, красивые, нежные ромашки... Не обеднела бы наша земля от такого однообразия? Нет, пусть будут разные цветы в саду Божьем – и ромашки, и васильки, и маки красные...
Принцип нелукавого соборного единения сформулировал в свое время Блаженный Августин: в главном – единство, в спорном – свобода, и во всем – любовь. И если единение будет основываться на таком принципе, то оно, бесспорно, будет жить.
[Статья «ОБЪЕДИНЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ» на сайте Библейской школы епископа Олега Ведмеденко: http://vedmedenko.org/statti.php?num=152 ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий