Ответы священнослужителя
Икона. Идолослужение или богопоклонение?
Вопрос: Моя знакомая приняла протестантскую веру. И первое, что она сделала, – вынесла иконы из комнаты на чердак, аргументируя это тем, что, мол, иконопочитание является одной из форм идолослужения. Действительно ли это так?
Ответ: Наши братья протестанты действительно отвергают иконопочитание, считая его идолослужением. Аргументируют они это тем, что согласно второй заповеди закона Божьего кумиры (изображения божеств, идолы) запрещены Богом (см. Исход, 20 глава, 4–5 стихи), а следовательно, запрещены и иконы; что Бога нельзя уподобить золотому или иному материальному изображению (см. Деяния святых апостолов, 17.24–31); что апостолы запрещали заменять "славу нетленного Бога… в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (см. Послание апостола Павла к Римлянам, 1.21–23); что "Бога не видел никто никогда" (см. Евангелие от Иоанна, 1.18), а поэтому и изобразить Его нет никакой возможности и т. п. Такие вопросы сегодня не единичны, что свидетельствует об активизации в последнее время протестантского движения в Украине (и не только), а также о недостаточности религиозного просвещения со стороны православного духовенства. Что ж, давайте осветим эту тему непредвзятым и правдивым светом слова Божия, и да поможет нам в этом Господь...
Откроем Библию, книгу Исход, 20-ю главу, и прочтем стихи 4–5:
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня..."
Это и есть вторая Заповедь. Исследуя же ее будем помнить, что сотворил Бог человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его..." (см. Бытие, 1.27). А одним из признаков образа Божия в человеке является разум. Ибо если бездумно подходить к толкованию Священного Писания, и второй Заповеди в частности, то не избежать нам ошибок, то возникает опасность того, что с грязной водою мы выплеснем и ребенка. Ведь сказано в книге Левит: "Отличайте священное от не священного, и нечистое от чистого" (см. Левит, 10.10). Ибо причащаясь вина учения Божьего без рассуждения, можем дойти до того, что и вовсе запретим всякие изображения живых существ ("Не делай себе кумира и никакого изображения..."), как это, к слову, и произошло в исламе. Или же станем путать изображения языческих божков с символическим живописанием Единого, Истинного Бога, как это происходит в протестантизме.
Разве может Господь-Законодатель, давая народу Своему Закон, тут же и отменять его? Безусловно, нет! Тем не менее в этой же книге, Исходе, Бог дает прямое указание сделать в скинии Завета изображения херувимов как в виде золотых статуй (на крышке ковчега), так и вышитых образов – собственно икон, на завесе и покрывалах скинии ("икона" – на греческом образ):
"Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов ("херувим" – означает ведение, ангел понимания истины): чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края... И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов...";
"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою...";
"И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы" (см. Исход, 25.17–21; 26.1; 26.31).
Как видим, были священные изображения в скинии свидетельства – передвижном ветхозаветном храме. Были они и в постоянном Соломоновом храме (см. Третью книгу Царств, 6.23–29). Таким образом становится понятно, что запрет изображать и поклоняться всевозможным изображениям относится именно к ложным, которые по сути были идолами, а не к истинным, изображающим языком искусства, языком символов духовные образы, показанные Господом Моисею, поднятому Им на высоты божественного озарения: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исход, 25.40). Таким образом, все цитаты, используемые иконоборцами в подтверждение своей позиции, касаются именно изображений ложных – предметов языческого идолопоклонства (см. Исход, 32.4 – золотой телец; Левит, 18.21 – Молох; Числа, 25.3 – Ваал-Фегор; Судей, 2.13 – Ваал и Астарта; Третья Царств, 18.21–29; Первое к Коринфянам, 8.4–6; Иеремии, 10 и так далее).
Иконопочитание является внешним видом богопоклонения, и относится к обрядам православной церкви. "Обряд" на-церковнославянском – одежда. Обрядиться – значит одеться. И когда представители одной конфессии выступают против обрядов другой – это напоминает ситуацию, когда один человек испытывает неприязнь к другому только потому, что тот одевается иначе.
Сказал Господь "не больше ли одежды – тело?" (От Матфея, 6.25). Не больше ли обряда – тело Христово: церковь, община, люди, составляющие эту общину? И не больше ли тела – душа? Собственно дух смирения и любви, который должен господствовать в общинах народа Божия? Икона не подменяет собой Творца, – она, как удачно выразился митрополит Макарий, является лишь "видимым образом невидимого Бога".
Безусловно, можно помолиться и перед голой стеной, и Господь услышит эту молитву. Но услышит лишь тогда, когда, по слову святителя Феофана Затворника, "сердце согрелось, и тепло к Богу взывает". А такого состояния, несомненно, легче достигнуть, когда пред глазами не трещины на штукатурке, а изображение одного из евангельских событий, дорогих сердцу каждого христианина образов Господа нашего Иисуса Христа, символические изображения Бога-Отца, Святого Духа, библейских персонажей. К слову в храмах первых христиан (начиная с катакомб) было немало таких изображений. Так что мы молимся не иконе, а Богу, в том числе и перед иконами.
Икона – это Библия, писаная красками. Изображения на иконах точно соответствуют образам Священного Писания. И как Священное Писание, по сути своей, является глубоко символичным, – так и икона передает библейскую символику, но не буквами на бумаге, а языком красок. Икона – это одна из форм благовестия и богословия. Бог-Отец изображается на ней как "Ветхий днями"; Дух Святой – в виде голубя; бесплотные служебные духи, ангелы – как прекрасные юноши с крыльями, символизирующими быстроту исполнения воли Божией. И как во время чтения отрывков из Священного Писания мы проникаемся словом Божиим, так и во время молитвы пред иконой душа верующего человека приходит в одухотворенное состояние, дух его возносится к высотам молитвенного единения с Божеством.
Таким образом, икона – это ничто иное, как средство достижения молитвенного состояния христианина (а никак не фотографическое изображение небожителей и, тем более, не идол). И чудотворными иконы называют не потому, что они сами по себе творят чудеса (дерево, стекло и краска творить чудес не могут), а потому, что во время молитвы перед этой иконой, благодаря высокохудожественному изображению, созданному рукой боговдохновенного живописца, которое подняло дух, умножило веру молитвенника, – по вере его Господь явил чудо исцеления, либо какое иное...
Наконец, относительно подмены славы нетленного Бога. Истинная Церковь никогда не допускала такой подмены. Как царский портрет не отменяет царя, так и святой образ не отменяет Христа-Бога, о Котором и напоминает нам святая икона.
Итак, коротко дадим ответ на вопрос: почему православная церковь использует в своем богопоклонении священные изображения?
Иконы у нас, в первую очередь, для напоминания о Боге, о священных событиях и поучительном житии Господа и угодников Божиих. Во вторых, для проповеди учения Божьего. В-третьих, для пробуждения религиозного чувства в нас. И, наконец, для прославления Бога искусством, как прославляем мы Его также пением псалмов и музыкой.
[Из книги "Еще ночь..." (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Икона. Идолослужение или богопоклонение?
Вопрос: Моя знакомая приняла протестантскую веру. И первое, что она сделала, – вынесла иконы из комнаты на чердак, аргументируя это тем, что, мол, иконопочитание является одной из форм идолослужения. Действительно ли это так?
Ответ: Наши братья протестанты действительно отвергают иконопочитание, считая его идолослужением. Аргументируют они это тем, что согласно второй заповеди закона Божьего кумиры (изображения божеств, идолы) запрещены Богом (см. Исход, 20 глава, 4–5 стихи), а следовательно, запрещены и иконы; что Бога нельзя уподобить золотому или иному материальному изображению (см. Деяния святых апостолов, 17.24–31); что апостолы запрещали заменять "славу нетленного Бога… в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (см. Послание апостола Павла к Римлянам, 1.21–23); что "Бога не видел никто никогда" (см. Евангелие от Иоанна, 1.18), а поэтому и изобразить Его нет никакой возможности и т. п. Такие вопросы сегодня не единичны, что свидетельствует об активизации в последнее время протестантского движения в Украине (и не только), а также о недостаточности религиозного просвещения со стороны православного духовенства. Что ж, давайте осветим эту тему непредвзятым и правдивым светом слова Божия, и да поможет нам в этом Господь...
Откроем Библию, книгу Исход, 20-ю главу, и прочтем стихи 4–5:
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня..."
Это и есть вторая Заповедь. Исследуя же ее будем помнить, что сотворил Бог человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его..." (см. Бытие, 1.27). А одним из признаков образа Божия в человеке является разум. Ибо если бездумно подходить к толкованию Священного Писания, и второй Заповеди в частности, то не избежать нам ошибок, то возникает опасность того, что с грязной водою мы выплеснем и ребенка. Ведь сказано в книге Левит: "Отличайте священное от не священного, и нечистое от чистого" (см. Левит, 10.10). Ибо причащаясь вина учения Божьего без рассуждения, можем дойти до того, что и вовсе запретим всякие изображения живых существ ("Не делай себе кумира и никакого изображения..."), как это, к слову, и произошло в исламе. Или же станем путать изображения языческих божков с символическим живописанием Единого, Истинного Бога, как это происходит в протестантизме.
Разве может Господь-Законодатель, давая народу Своему Закон, тут же и отменять его? Безусловно, нет! Тем не менее в этой же книге, Исходе, Бог дает прямое указание сделать в скинии Завета изображения херувимов как в виде золотых статуй (на крышке ковчега), так и вышитых образов – собственно икон, на завесе и покрывалах скинии ("икона" – на греческом образ):
"Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов ("херувим" – означает ведение, ангел понимания истины): чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края... И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов...";
"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою...";
"И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы" (см. Исход, 25.17–21; 26.1; 26.31).
Как видим, были священные изображения в скинии свидетельства – передвижном ветхозаветном храме. Были они и в постоянном Соломоновом храме (см. Третью книгу Царств, 6.23–29). Таким образом становится понятно, что запрет изображать и поклоняться всевозможным изображениям относится именно к ложным, которые по сути были идолами, а не к истинным, изображающим языком искусства, языком символов духовные образы, показанные Господом Моисею, поднятому Им на высоты божественного озарения: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исход, 25.40). Таким образом, все цитаты, используемые иконоборцами в подтверждение своей позиции, касаются именно изображений ложных – предметов языческого идолопоклонства (см. Исход, 32.4 – золотой телец; Левит, 18.21 – Молох; Числа, 25.3 – Ваал-Фегор; Судей, 2.13 – Ваал и Астарта; Третья Царств, 18.21–29; Первое к Коринфянам, 8.4–6; Иеремии, 10 и так далее).
Иконопочитание является внешним видом богопоклонения, и относится к обрядам православной церкви. "Обряд" на-церковнославянском – одежда. Обрядиться – значит одеться. И когда представители одной конфессии выступают против обрядов другой – это напоминает ситуацию, когда один человек испытывает неприязнь к другому только потому, что тот одевается иначе.
Сказал Господь "не больше ли одежды – тело?" (От Матфея, 6.25). Не больше ли обряда – тело Христово: церковь, община, люди, составляющие эту общину? И не больше ли тела – душа? Собственно дух смирения и любви, который должен господствовать в общинах народа Божия? Икона не подменяет собой Творца, – она, как удачно выразился митрополит Макарий, является лишь "видимым образом невидимого Бога".
Безусловно, можно помолиться и перед голой стеной, и Господь услышит эту молитву. Но услышит лишь тогда, когда, по слову святителя Феофана Затворника, "сердце согрелось, и тепло к Богу взывает". А такого состояния, несомненно, легче достигнуть, когда пред глазами не трещины на штукатурке, а изображение одного из евангельских событий, дорогих сердцу каждого христианина образов Господа нашего Иисуса Христа, символические изображения Бога-Отца, Святого Духа, библейских персонажей. К слову в храмах первых христиан (начиная с катакомб) было немало таких изображений. Так что мы молимся не иконе, а Богу, в том числе и перед иконами.
Икона – это Библия, писаная красками. Изображения на иконах точно соответствуют образам Священного Писания. И как Священное Писание, по сути своей, является глубоко символичным, – так и икона передает библейскую символику, но не буквами на бумаге, а языком красок. Икона – это одна из форм благовестия и богословия. Бог-Отец изображается на ней как "Ветхий днями"; Дух Святой – в виде голубя; бесплотные служебные духи, ангелы – как прекрасные юноши с крыльями, символизирующими быстроту исполнения воли Божией. И как во время чтения отрывков из Священного Писания мы проникаемся словом Божиим, так и во время молитвы пред иконой душа верующего человека приходит в одухотворенное состояние, дух его возносится к высотам молитвенного единения с Божеством.
Таким образом, икона – это ничто иное, как средство достижения молитвенного состояния христианина (а никак не фотографическое изображение небожителей и, тем более, не идол). И чудотворными иконы называют не потому, что они сами по себе творят чудеса (дерево, стекло и краска творить чудес не могут), а потому, что во время молитвы перед этой иконой, благодаря высокохудожественному изображению, созданному рукой боговдохновенного живописца, которое подняло дух, умножило веру молитвенника, – по вере его Господь явил чудо исцеления, либо какое иное...
Наконец, относительно подмены славы нетленного Бога. Истинная Церковь никогда не допускала такой подмены. Как царский портрет не отменяет царя, так и святой образ не отменяет Христа-Бога, о Котором и напоминает нам святая икона.
Итак, коротко дадим ответ на вопрос: почему православная церковь использует в своем богопоклонении священные изображения?
Иконы у нас, в первую очередь, для напоминания о Боге, о священных событиях и поучительном житии Господа и угодников Божиих. Во вторых, для проповеди учения Божьего. В-третьих, для пробуждения религиозного чувства в нас. И, наконец, для прославления Бога искусством, как прославляем мы Его также пением псалмов и музыкой.
[Из книги "Еще ночь..." (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий