Постоянные читатели

четверг, 10 декабря 2020 г.

В православной аскетике

 В православной аскетике, – науке о подвижничестве, – существует метод «кнута и пряника». «Кнут» – это память о смерти и о суде, о гнете и тесноте адских мук, о вечной безнадежности, о том, что дни лукавы. В противоположность этому «пряник» – это упоминание о вечной жизни, об оправдании верой, о покое и светозарности духа, о райском наслаждении, о легкости, мире и радости во Святом Духе, об уповании вечного спасения...

***

Почему в наших храмах большинство верных – женщины? Потому же, почему и ко гробу Христову первыми пришли не братья-апостолы, а именно жены-мироносицы. И уверовали первыми они, и увидели Христа воскресшего: «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам. И показались тем слова их пустыми, и не поверили им…» (От Луки 24:10,11). Причина – в ментальности полов, в умственном характере человека («менталитет» – от латинского mens, mentis – разум, мышление: образ мыслей, мировоззрение, психология отдельной личности, пола, национальности, социальной группы).

Мужской ум более логичен, более прагматичен, аналитичен, – а, следовательно, и более подвержен скепсису. Его вера прежде всего интеллектуальна, разум исполнен недоверия и сомнений. Мужчина пытается через умственные выкладки и построения постичь иррациональное, разумом же постичь Бога в принципе невозможно.

А вот женщина – по природе своей более тонка, чувствительна, хотя и боле подлежит эмоциям. Доверительна. Ее вера – интуитивна, ее сердце раскрыто навстречу прямому исповеданию. Она верует скорее сердцем, чем разумом, к чему мужчине еще нужно придти. Но если он приходит к истинной вере, если входит разумом в сердце, если обретает мистический опыт божественного присутствия, чистую молитву духа, – то именно он становится лучшим служителем веры.

«Другие ученики сказали ему (апостолу Фоме): мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его – не поверю…» (От Иоанна 20:25)

***

Христос не творил конфессий – конфессии создали люди. Христос же создал Церковь – не ограниченную ни пространством, ни временем, ни народом, ни живыми, ни умершими, в которую входят все истинно верующие всего мира. Церковь, основанную на камне веры смиренной, действующей любовью. Единую в Духе, святую в посвящении, соборную по устройству и апостольскую по преемственности…

***

Производные гордыни – страсть и невежество, от них происходит страдание. Производные смирения – мудрость и милосердие, от них происходит спасение...

***

Пекло (место страданий) и ад (место тьмы) – это страсть и невежество...

***

Исихазм – это прямой (быстрый, простой) путь: смирение, молитва и молчание…

***

Путь духовного просветления (совершенствования, спасения) – это путь хранения ума, путь смирения сердца, путь пребывания в осознанности...

***

Пребывание в состоянии осознанности, чистая молитва духа – есть нить, позволяющая беспрепятственно пройти все воздушные мытарства...

***

Главным в духовной практике безмолвия является внутреннее трезвение, внимание, хранение сердца и ума…

***

Исихазм – это сердце христианства. Сердце Восточной Церкви. Сердце православия...


(Епископ Олег Ведмеденко. "Духовный дневник" ) http://www.vedmedenko.org/blog.php

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий