Епископ Олег (Ведмеденко)
О десятине
Вопрос читателя:
Имеет ли право служитель Церкви злоупотреблять своим саном, принуждая парафиян работать на него?..
Ответ:
На этот вопрос ответ один – безусловно, нет. Принуждать – означает оказывать давление, применять насилие. А это – не христианский подход. Тем более не допустимо таким образом разрешать свои проблемы священнослужителю, которого Господь называет ангелом, то есть вестником Своим. В книге пророка Малахии, 2 глава, 7 стих, читаем: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа…» Не может священнослужитель, если он действительно является вестником Божиим, опускаться до принуждения мирян. Хотя, безусловно, светские основы вошли и в церковную жизнь. И среди служителей церкви случаются, как говорит апостол Павел, «лютые волки, не щадящие стада» (Деяния святых апостолов, 20 глава, 29 стих). Которые, забыв о своём сане, и отбросив данную им в таинстве хиротонии (священства) благодать Святого Духа, совершают те или иные безобразия (о подобном иногда рассказывают средства массовой информации, и такие публикации шокируют не только верных).
Сказанное апостолом Павлом относится и к тем священнослужителям, которые позволяют себе управлять Церковью при помощи силы. В книге пророка Захарии Господь подчёркивает: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Захарии, 4.6). Дух же Божий – есть Дух Любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём…» (Первое послание апостола Иоанна Богослова, 4.8,16). Правила святых апостолов недвусмысленно подчеркивают:
«Повелеваем епископа, пресвитера или диакона, который хочет страшить верных, кои грешат, и неверных, кои обидели... лишить священного сана. Ибо Господь никак не учил нас этому; наоборот, когда Его били, Он не отвечал ударами, когда укоряли Ему, Он не укорял взаимно и, страдая, не угрожал…» (Апостольские Правила, 27-й канон)
Итак, как видим, заставлять, принуждать своих прихожан работать на себя священнослужитель права не имеет. С другой стороны, такая ситуация может возникнуть потому, что сами парафияне не знают Слова Божьего, и не осознают своей обязанности удовлетворять материальную нужду священнослужителя. Ибо не может священник служить «двум господам», не имеет права заботиться о материальном, беспокоиться проблемами, как накормить и одеть себя и свою семью. Не должен священнослужитель думать «о волах, прокладывании борозд и о кормах для коров», но о духовном. Мысли его должны быть всецело восхищены «мудростью, которая от книг», как и надлежит вестнику Господню. Об этом учит и премудрый Сирах:
«Мудрость от книг приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий (по добыванию хлеба материального) , может приобрести мудрость.
Как же может стать мудрым тот, кто управляет плугом и хвалится кнутом, гоняет волов и озабочен их работой, и у которого речь лишь о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы прокладывать борозды, и заботы его – о кормах для коров…» (Сирах 38.24)
Итак, для того, чтобы сердце пастыря не было занято жизненными хлопотами, а все помыслы его были направлены лишь на дела церковные – на то, как бы наилучшим образом послужить Божьему делу, вести паству к Царству Небесному, – здравая паства призвана надлежащим образом заботиться о благосостоянии своего пастыря.
Буквальная десятина – не человеческое измышление, но установление Божие. На это чётко указывает нам Священное Писание:
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?..» (Малахии, 3.10)
«Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим…» (Послание апостола Павла к Галатам, 6.6)
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей…» (Первое послание к Тимофею, 5.17-18)
«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам…» (Евангелие от Луки, 6.38)
И тому горе-пастырю, который вынуждает паству работать на себя, следовало бы лучше вооружиться Словом Божиим, и прочитать с амвона церкви на очередной проповеди вот эту цитату из Послания апостола Павла к Коринфянам:
«Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не моё ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол («апостол» – греческое посланник, посланный) , то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
Вот моё защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить?.. Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своём содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
Ибо в Моисеевом законе написано: “не заграждай рта у вола молотящего”. О волах ли печётся Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнём у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?..
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования…» (Первое к Коринфянам, 9.1-15).
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
О десятине
Вопрос читателя:
Имеет ли право служитель Церкви злоупотреблять своим саном, принуждая парафиян работать на него?..
Ответ:
На этот вопрос ответ один – безусловно, нет. Принуждать – означает оказывать давление, применять насилие. А это – не христианский подход. Тем более не допустимо таким образом разрешать свои проблемы священнослужителю, которого Господь называет ангелом, то есть вестником Своим. В книге пророка Малахии, 2 глава, 7 стих, читаем: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа…» Не может священнослужитель, если он действительно является вестником Божиим, опускаться до принуждения мирян. Хотя, безусловно, светские основы вошли и в церковную жизнь. И среди служителей церкви случаются, как говорит апостол Павел, «лютые волки, не щадящие стада» (Деяния святых апостолов, 20 глава, 29 стих). Которые, забыв о своём сане, и отбросив данную им в таинстве хиротонии (священства) благодать Святого Духа, совершают те или иные безобразия (о подобном иногда рассказывают средства массовой информации, и такие публикации шокируют не только верных).
Сказанное апостолом Павлом относится и к тем священнослужителям, которые позволяют себе управлять Церковью при помощи силы. В книге пророка Захарии Господь подчёркивает: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Захарии, 4.6). Дух же Божий – есть Дух Любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём…» (Первое послание апостола Иоанна Богослова, 4.8,16). Правила святых апостолов недвусмысленно подчеркивают:
«Повелеваем епископа, пресвитера или диакона, который хочет страшить верных, кои грешат, и неверных, кои обидели... лишить священного сана. Ибо Господь никак не учил нас этому; наоборот, когда Его били, Он не отвечал ударами, когда укоряли Ему, Он не укорял взаимно и, страдая, не угрожал…» (Апостольские Правила, 27-й канон)
Итак, как видим, заставлять, принуждать своих прихожан работать на себя священнослужитель права не имеет. С другой стороны, такая ситуация может возникнуть потому, что сами парафияне не знают Слова Божьего, и не осознают своей обязанности удовлетворять материальную нужду священнослужителя. Ибо не может священник служить «двум господам», не имеет права заботиться о материальном, беспокоиться проблемами, как накормить и одеть себя и свою семью. Не должен священнослужитель думать «о волах, прокладывании борозд и о кормах для коров», но о духовном. Мысли его должны быть всецело восхищены «мудростью, которая от книг», как и надлежит вестнику Господню. Об этом учит и премудрый Сирах:
«Мудрость от книг приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий (по добыванию хлеба материального) , может приобрести мудрость.
Как же может стать мудрым тот, кто управляет плугом и хвалится кнутом, гоняет волов и озабочен их работой, и у которого речь лишь о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы прокладывать борозды, и заботы его – о кормах для коров…» (Сирах 38.24)
Итак, для того, чтобы сердце пастыря не было занято жизненными хлопотами, а все помыслы его были направлены лишь на дела церковные – на то, как бы наилучшим образом послужить Божьему делу, вести паству к Царству Небесному, – здравая паства призвана надлежащим образом заботиться о благосостоянии своего пастыря.
Буквальная десятина – не человеческое измышление, но установление Божие. На это чётко указывает нам Священное Писание:
«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?..» (Малахии, 3.10)
«Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим…» (Послание апостола Павла к Галатам, 6.6)
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей…» (Первое послание к Тимофею, 5.17-18)
«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам…» (Евангелие от Луки, 6.38)
И тому горе-пастырю, который вынуждает паству работать на себя, следовало бы лучше вооружиться Словом Божиим, и прочитать с амвона церкви на очередной проповеди вот эту цитату из Послания апостола Павла к Коринфянам:
«Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не моё ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол («апостол» – греческое посланник, посланный) , то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
Вот моё защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить?.. Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своём содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
Ибо в Моисеевом законе написано: “не заграждай рта у вола молотящего”. О волах ли печётся Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнём у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?..
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования…» (Первое к Коринфянам, 9.1-15).
[Все статьи епископа Олега (Ведмеденко) на сайте Библейской школы: http://www.vedmedenko.org/statti_all.php ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий