Постоянные читатели

воскресенье, 12 августа 2018 г.

“НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ…”

Ответы священнослужителя

“НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ…”

Вопрос читателя: Разъясните мне, пожалуйста, что означает такое выражение: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас…» (Евангелие от Матфея, 7 глава, 6 стих)

Ответ: Библия – книга духовная, и за каждым словом Писания лежит определенный духовный смысл. Безусловно, кому придет в голову, зайдя в хлев, разорвать и высыпать в корыто ценное ожерелье? “Это все в притчах Иисус говорил к людям, и без притчи ничего Он им не говорил” (От Матфея, 13.34).

У апостола Павла есть интересный в этом контексте стих:

“Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится?..” (Первое послание коринфянам, 9 глава, 9 стих).

Конечно! Слово Божье для нас и о нас. И все персонажи его – как люди, так и животные; как исторические события, так и явления природы в значительной мере (а иногда и исключительно) суть символы, за которыми скрывается тот или иной духовный смысл. Таким образом, для того, чтобы понять написанное, необходимо в первую очередь овладеть духовной символикой Священного Писания.

Что означают слова Господни: “Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями...”? Какого “жемчуга”? Перед какими “свиньями”? И что это за “псы”, которым нельзя давать святого? В третьей книге Библии, Левит, помещен известный закон о чистом и нечистом, из которого мы узнаем о том, какое Божье создание считать чистым, а какое – нет. На самом деле здесь рассматриваются вовсе не гастрономические вопросы: что нам кушать, а что – нет. Ибо сказано: “Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее”; и “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека… А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека…” (см. 1Кор. 10.25–26; Мф. 15.11,18-20). О духовных вещах здесь идет речь, а не о буквальной пище! Библия – не книга кулинарных рецептов…

Так какое же создание (теперь ясно, что говорится тут собственно о людях) является чистым, а какое – нет? Запомнить градацию чистоты в действительности вовсе не сложно. Чистые создания должны отвечать двум условиям: во-первых, иметь “раздвоенные копыта”, и во-вторых – “жевать жвачку”, – этих нам можно “есть”. “Есть” – здесь принимать их в разум, жизнь и сердце свое, общаться с ними, прислушиваться к ним, делать как они (“Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его...” (Евангелие от Иоанна, 4.34)).

“Вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте…” (Левит, 11 глава, 2-3 стихи).

Что такое “раздвоенные копыта”? Копыта это то, на чем животное стоит, – здесь собственно основа, фундамент жизни человека. И эти “копыта” обязаны быть раздвоенными! Человек не должен “всеми четырьмя лапами” (как пес) стоять на земле – на земном, материальном. Разделяй материальное и духовное, земное и небесное, светское и церковное. Разделяй, и на этом стой! “Раздвоенные копыта” – суть символ исповедования определенной идеологии, веры, признак того, что не хлебом единым живет человек, но и словом, – собственно признак духовности. Впрочем, духовность эта бывает разной. Как сказано: “И бесы веруют, и трепещут” (Послание апостола Иакова, 2 глава, 19 стих)...

А что есть “двойное жевание”? В той же книге “Левит” читаем: “...Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого” (Левит, 10.10). Вот это-то различение, это проникновение сквозь букву в дух и есть на самом деле “двойным жеванием”. Свинья глотает все подряд, а овечка – “жует жвачку”: разжевывает, отделяет чистое от нечистого, святое от не святого. “Разжевывает” – означает ищет истину. А если ищет, то и находит ее. Ибо кто ищет – тот и находит; кто стучит – тому и отворяют. И истина эта – в единственном слове: Возлюби! Возлюби, а для этого смирись. Смирение – это и есть духовное учение Христово, дорога, ведущая к спасению...

Таким образом, имеем как бы три символически очерченных типа людей (на самом деле их значительно больше, но для простоты примем три). Это: “овечки”, “свиньи” и “псы”.

“Овечки” – имеют веру и постоянно ищут истину.

“Свиньи” – также имеют веру, однако истины не ищут, а, значит, и не находят. Почему и не разжевали Господнего: “Возлюби, а для этого смирись...” Не смиренны, а, следовательно, и нечисты пред Богом.

И, наконец, “псы”. “Псы” – это те, кто полностью материален; чей бог – чрево, а идеология сводится лишь к “колбасным интересам”. Псы не только не ищут правды, но и смеются над ней, попирают закон Божий, являющийся оградой Церкви; на библейском языке – “мочатся на стену”.

А теперь сила:

“Не давайте святыни псам” – здесь не давайте “псам” повода для насмешек над словом Божьим, над верой, над благодатью: “Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время” (Книга пророка Амоса, 5 глава, 13 стих).

“Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями” – читай: “не открывай душу свою перед теми, кто нелюбовен и не смирен; кто не разжевал истины Господней”. И недаром сказано: “жемчуга вашего”, а не Божьего! Словом Божьим таковых вразумляй, проповедуй. Свинья – не пес: сеет Сеятель и при дороге, может какое зернышко и прорастет. Но своего жемчуга – жемчуга своей души – не открывайте! Ибо они презрят его (“попрут ногами своими”, насмеются над ним), более того, еще и используют его против вас (“обратятся, и растерзают вас”)...


[Из книги "Вкус благодати" (епископ Олег Ведмеденко).
Книга в электронном виде здесь: http://www.vedmedenko.org/books.php ]


Комментариев нет:

Отправить комментарий